Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 января 2004 г.

Александр Штеркер | Le Temps

"США потерпят поражение, если сейчас же не объявят о дате своего ухода из Ирака"

Появляется все больше доказательств манипулирования информацией, позволившего США захватить Ирак. Очевидно и то, что у Америки нет четкой стратегии послевоенного обустройства страны. Тем не менее Белый дом упорно заявляет о намерении вопреки всему довести до конца свою "цивилизаторскую" миссию на Ближнем Востоке.

Лишь невежды не видят противоречия между благими пожеланиями улучшить участь иракского населения, так долго страдавшего от угнетения, и истинными намерениями вашингтонской команды. Для нее приоритетной задачей является установление стратегического контроля над природными ресурсами региона. Сегодня иракская авантюра, задуманная в обстановке секретности и в духе, противоречащем веяниям времени, сталкивается с многочисленными трудностями и в самих США, и в Ираке, и на международной арене.

Раны, нанесенные Америке 11 сентября, постепенно затягиваются. Приближается время ответа на вопрос о том, почему патриотический порыв был использован в осуществлении неоколониалистского проекта. Как показывает история, американское общество всегда наказывало президентов за злоупотребление властью.

"Уотергейт", "ирангейт" или амурные приключения президента Клинтона блекнут перед масштабами манипуляции, которую проделала нынешняя администрация в попытке убедить американское население в том, что Саддам Хусейн представлял огромную угрозу для безопасности страны и против него необходимо было немедленно провести военную акцию.

Даже если администрации Буша удастся увлечь большинство народа своей патриотической песней на ноябрьских выборах, от судьбы ей все равно не уйти: Никсон, одержавший убедительную победу, был вынужден уйти с поста в первой половине своего второго мандата. Сегодня администрация Буша практически не располагает полем для маневра в иракском вопросе.

Не лучше обстоят дела и на самом иракском фронте. Проконсул Бремер уверяет, что банде баасистских хулиганов не удалось помешать усилиям коалиции по нормализации повседневной жизни иракцев. Однако эхо событий, происходящих там, говорит нам совсем о другом. Несмотря на поимку Саддама, в стране по-прежнему неспокойно, а иракское правительство, назначенное Бремером, не пользуется популярностью.

Хуже того, известный престиж, который завоевали американцы свержением диктаторского режима, растаял. Еще восемь месяцев назад иракцы задавались вопросом, как Америка собирается создавать свободную и демократическую нацию в Месопотамии. Сегодня, по последним опросам, 72% из них уже не верят в то, что коалиция поможет улучшению ситуации, и подавляющее большинство жителей желает ее ухода.

Американский администратор почти ежедневно видит яростные манифестации, участники которых требуют немедленного проведения свободных выборов. Но в нынешней ситуации такие выборы почти автоматически приведут к власти духовенство, что превратит Ирак в шиитскую теократию. Это было бы уже не демократизацией Ближнего Востока, которую обещали нам мудрые неоконсервативные стратеги, а, напротив, его дальнейшей радикализацией.

США действуют в нарушение Устава ООН и не объявляют о своих реальных целях ни в Ираке, ни в зоне израильско-палестинского конфликта. Такая политика Вашингтона делает невозможной любую координацию международных усилий в реализации американских ближневосточных проектов. Считаясь с собственным общественным мнением, в массе своей настроенным против войны, большинство западных политиков не могут предоставить в распоряжение американцев те ресурсы, которых им отчаянно недостает.

После Сомали, Руанды, Сребреницы и Багдада ООН уже не может броситься на помощь Полу Бремеру, чтобы срочно организовать в Ираке выборы, не будучи уверена в том, что для этого есть все необходимые условия.

Тем не менее все, включая Францию, заинтересованы в том, чтобы Америка вышла из этого тупика с наименьшими потерями, а главное - чтобы местное население не пострадало от межрелигиозного и межэтнического конфликта, подобного ливанскому (а такой конфликт все больше угрожает Ираку). Какой же совет можно было бы дать нашим американским и иракским друзьям?

Поскольку законы спроса и предложения более эффективны, чем отправка экспедиционного корпуса, США не нужно рисковать жизнями своих "парней", чтобы обеспечить себя в будущем поставками энергоносителей. Поэтому желательно, чтобы администрация Буша выбрала стратегию, которую в критических условиях выбирает любая фирма, чтобы выжить, и которая на экономическом жаргоне называется стратегией "turn around".

Если США объявят об этапах и сроках полного вывода войск из Ирака в соответствии с планом восстановления страны, который будет осуществляться под эгидой ООН, то такая стратегия положит конец нетранспарентности, преобладающей в настоящее время.

Такой поворот осуществить непросто, и он требует большого гражданского мужества. Но он жизненно необходим, так как позволит разблокировать ситуацию.

Избавившись от призрака американской гегемонии, международное сообщество уже не будет иметь возражений против оказания помощи ООН и Ираку. В военном плане стратегия "turn around" позволит быстро создать спасительную дистанцию между американскими солдатами, плохо приспособленными к выполнению полицейских задач, и враждебным иракским населением.

Роль коалиционных войск значительно сократится, в результате чего станет возможным вернуть на родину 80% солдат и тем самым сберечь многие человеческие жизни и финансовые средства. Вакуум будет заполнен иракскими полицейскими частями; социальную помощь Ираку окажут страны Арабской лиги, более приспособленные для выполнения такого типа миссий.

Убедившись в добрых намерениях американцев, иракские политические и этнические лидеры смогут убедить своих сторонников, что для создания конституционной структуры, которая учитывала бы конфессиональную, племенную и культурную мозаичность иракского народа, необходимо время.

Конечно, большинство хочет скорейшего проведения выборов, но, чтобы избежать нескончаемых внутренних конфликтов, лучше иметь хорошо продуманную конституцию, чем несправедливо выбранную власть. Для такой нации, как иракская, больше всего подходит федеративная модель швейцарского типа. При условии, что каждая провинция будет пользоваться политической, административной и культурной автономией, территориальная целостность Ирака была бы гарантирована наличием федеральной структуры, отвечающей за международные отношения, оборону, валюту, справедливое распределение природных ресурсов, воды, нефти и газа.

Однако территориальное устройство страны должно строиться на существовании дюжины провинций, а не трех или четырех крупных областей, распределенных между этническими и религиозными общинами. Максимально обеспечив права меньшинств, новая политическая карта могла бы смягчить межобщинную напряженность.

Поскольку помощь в создании федеративного государства оказывала бы ООН, а не администрация Пола Бремера, иракским руководителям было бы проще убедить своих сторонников согласиться на этот путь, даже если подготовка полноценных выборов займет год или два.

Источник: Le Temps


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru