Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 января 2006 г.

Марк Алмонд | The Guardian

Россия отступает

Что вы делали во время новой холодной войны? Не успели вы и глазом моргнуть, как она окончилась. В первый день нового года Россия как энергетическая супердержава схватила ледяной рукой газопровод Западной Европы. Стратеги, склонные к паническим настроениям, поспешили объявить, что Москва вышла на поле боя. Эстония и Польша являются членами НАТО и ЕС, но они чрезвычайно уязвимы для энергетического шантажа. Президент России был обрисован как дзюдоист с черным поясом, обладающий геостратегической хваткой шахматного гроссмейстера.

Мутное соглашение о компромиссных ценах между контролируемой государством российской газовой монополией "Газпром" и их украинскими партнерами не может скрыть того обстоятельства, что Россия проиграла эту битву. ЕС выступил против своего основного энергетического партнера при поддержке Вашингтона.

Несмотря на уступку Владимира Путина, неутомимые воины холодной войны предостерегают, что каждый шаг назад Кремля является прелюдией к тому, чтобы схватить Запад за горло. Некогда сталинисты воспринимали каждый шаг Запада как зловещий. Шестьдесят лет назад Аверелл Харримен, посол США в Москве, спросил дипломата Максима Литвинова, что может сделать американское правительство, чтобы убедить СССР в добропорядочности своих намерений, и услышал в ответ: "Ничего".

Сегодня победившие в холодной войне отказываются принять факт поражения СССР при Михаиле Горбачева. Изображая Путина страшным пугалом, они превратили бывшего мелкого офицера КГБ в мощного повелителя. В действительности восхождение Путина к власти стало результатом его добросовестной работы на коррумпированного мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, а позже - на "семью" Бориса Ельцина.

Многие россияне надеялись на что-то лучшее после долгих лет упадка при Горбачеве и Ельцине. Однако, несмотря на то что Путин обеспечил своевременные выплаты пенсионерам и учителям, в его правление Россия продолжила терять свой геополитический вес. Всякий раз, когда в бывшем Советском Союзе намечается кризис, мы слышим предостережения о возвращении брежневского стиля - и каждый раз антироссийская сторона одерживает верх. Вспомним грузинскую "революцию роз" в 2003 году или украинскую в 2004 или революцию в Киргизии в прошлом году.

Один русский друг мрачно шутит, что в 1990-х Россия привыкла к тому, что Ельцин после пары рюмок пускался поносить Запад за двойные стандарты. Но он был пьяным клоуном, а когда страной правит трезвый клоун, такой как Путин, тут уже не до шуток. Многие простые россияне надеялись увидеть в Путине то, чего якобы боятся западные неоконсерваторы: хладнокровного защитника российских интересов, который будет вести "большую игру", защищая свою страну, а не банковские счета своих прихвостней.

Фиаско газовой блокады Украины говорит о том, что он никудышный игрок в покер. Если он думал, что обладание нефтью и газом даст России в руки хлыст, он плохо рассмотрел основные реалии.

Горький опыт Ирака перед 2003 годом и после показывает, что топливо не имеет ценности, если его нельзя экспортировать. Девизом богатых энергоносителями государств является: "Экспортируй или умри". Атаки повстанцев на трубопровод в Ираке напомнили Америке, что не Кремль, а Киев контролирует кран российского энергетического экспорта.

Украинская "оранжевая революция" отплатила западным спонсорам тем, что в прошлом году перенаправила трубопровод Одесса - Броды в соответствии со стратегией США. Примерно в то же время Америка и Великобритания торжествовали по поводу завершения строительства трубопровода Баку - Джейхан, которые отрезает Россию от экспорта каспийской нефти. Потом они объявили о строительстве транскаспийского трубопровода, который будет нести газ из Центральной Азии на Запад, избегая, естественно, необходимости транзитных выплат Путину. В международной политике трубопроводов тон задает не Россия, а Запад. В действительности Запад продвигается вперед, а войска России отступают с Кавказа и из Центральной Азии. "Газпром" повышает цены для постсоветских республиках, чтобы компенсировать российские потери на геополитических фронтах.

Новая российская элита добивается благосклонности Запада, именно поэтому для Путина так важно председательство России в "большой восьмерке", саммит которой состоится в его родном Санкт-Петербурге. Невооруженным взглядом видно, как он горд собой при встречах с Джорджем Бушем. Слабо замаскированные угрозы со стороны США отменить председательство России в G8 из-за газового спора поставили Кремль на грань нервного срыва. То обстоятельство, что подобные престижные проекты оказываются на вершине списка приоритетов, показывает, что Путин не является мастером в реальной политике. В преддверии саммита "восьмерки" Россию можно держать в узде угрозами бойкота, если, например, она будет возражать против вмешательства Запада в выборы в Белоруссии, практически последнем союзническом государстве России, и на Украине.

Позиция самого Путина ослабевает по мере того, как международная роль России теряет силу. Его злейшие враги, такие как находящийся в Лондоне Борис Березовский, готовят новые неприятные сюрпризы, чтобы поставить его в неловкое положение, вынуждая стоять на голове ради того, чтобы принимать саммит в Санкт-Петербурге. Хотя агитпроп изобрели в России, но западные спонсоры демократических движений знают, что международный саммит - это прекрасный случай выставить на обозрение всяческие проблемы. Омрачить день славы Путина будет не слишком сложно.

Некоторые все еще сражаются в холодной войне, но это не Россия. Сквозняк, который в течение десятилетий ощущают в Кремле, все еще вызван ветром с Запада.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru