Россия готовится резервировать все новые прибрежные нефтегазовые месторождения для контролируемых государством гигантов, "Газпрома" и "Роснефти", что аналитики называют новым примером сырьевого национализма.
Президент Владимир Путин на прошлой неделе провел совещание с высокопоставленными министрами и главами двух компаний, на котором они изучили предложения о разделе будущих прибрежных проектов между двумя государственными гигантами, сообщили осведомленные источники.
Этот шаг не даст иностранным и российским негосударственным компаниям вроде "Лукойла" контролировать будущее освоение российского континентального шельфа.
Дальнейший отход Москвы от того, что когда-то было одним из самых либеральных режимов для иностранных энергетических инвесторов, последовал через считанные недели после согласия Royal Dutch Shell и двух ее японских партнеров уступить "Газпрому" контрольный пакет акций "Сахалина-2" - одного из крупнейших в мире прибрежных проектов стоимостью 20 млрд долларов. Сделки предшествовали месяцы давления на консорциум во главе с Shell со стороны регулирующих органов.
Российское министерство природных ресурсов также собирается расследовать, выполняет ли англо-российское совместное предприятия ТНК-BP требования лицензии на разработку Ковыктинского газового месторождения в Восточной Сибири. Аналитики полагают, что этот шаг, возможно, возвещает о попытке передать "Газпрому" контроль над месторождением - или даже над компанией ТНК-BP.
Источники, осведомленные о прошедшем на прошлой неделе совещании о прибрежных месторождениях, сообщили, что окончательное решение еще не принято, но, возможно, будет принято в течение месяца. Правило вступит в силу через поправки в законы о недрах и шельфовых ресурсах.
Об этих планах впервые сообщила вчера российская газета "Ведомости", родственная Financial Times.
Зарегистрированный в Москве инвестиционный банк Deutsche UFG в своем докладе заявил, что, по его мнению, "решение правительства не давать доступа иностранным инвесторам, возможно, является очередным примером российского энергетического национализма". Но многие аналитики и банкиры подчеркивают, что шаги России, обеспечивающие, что ее наиболее привлекательные энергетические ресурсы контролируются отечественными компаниями, всего лишь ставят ее в один ряд со многими другими странами.
Новые предложения, возможно, лишь формализуют то, с чем иностранные компании столкнулись как с неписанным правилом: иностранный контроль над крупными российскими энергетическими проектами уже невозможен.
Они включают в себя переход от открытых аукционов, на которые выставляются лицензии на новые прибрежные месторождения, к закрытым тендерам, на которых техническим и экологическим соображениям будет уделяться не меньшее внимание, чем предложенной цене.
Банк Deutsche UFG предупредил, что у "Газпрома" и "Роснефти" нет технологий и опыта для освоения прибрежных резервов, и это может привести к снижению качества освоения шельфа. Другие аналитики отметили, что изменения могут означать меньшие поступления в российский бюджет, чем при открытых аукционах, и сокращение прозрачности в методах распределения месторождений.