В своей последней проповеди, которая была прочитана на исходе субботы, раввин сефардов Овадья Йосеф позволил себе колкости по отношению к лидерам марокканской общины, а не в адрес левого лагеря или ашкеназов, как можно было бы ожидать.
Духовный лидер партии ШАС Овадья Йосеф назвал лидеров марокканских евреев "отребьем". Раввин имел в виду не социоэкономическое положение представителей марокканской общины, а характерные черты, присущие ее лидерам.
Свою последнюю проповедь раввин Овадья посвятил запрету перебивать произносящего молитву. Раввин объяснил причины, по которым он против того, чтобы присутствующие при молитве после упоминания имени Бога добавляли: "Благословен он, благословенно имя его". В подтверждение своего мнения раввин привел высказывания еврейских мудрецов, которые выступали против нарушения непрерывности молитвы. Овадья Йосеф подробно остановился на обычае марокканских евреев во время чтения Кидуша добавлять слова "Благословен он, благословенно имя его" при упоминании божественного имени.
"Некоторые выходцы из Марокко говорят: "У нас в Марокко так принято". Есть авторитетное мнение еврейских мудрецов. При чем тут Марокко? - проповедовал раввин Овадья Йосеф. - Неужели чернь и отребье будет спорить с великими знатоками Торы?"
"Только из упрямства они говорят: "У нас в Марокко так принято", - добавил раввин Овадья Йосеф. - С каких пор считается, что Марокко на нас снизошло с небес?! Традиции и обычаи должны проистекать из еврейского закона и святой Торы".
Следует отметить особо, что мнение раввина Офадьи Йосефа расходится с позицией наиболее авторитетных марокканских раввинов. Так, один из крупнейших религиозных авторитетов своего поколения, чье мнение являлось определяющим в спорных вопросах, - покойный раввин Шалом Машаш, который был близким другом раввина Овадьи, приложил немало усилий для того, чтобы сохранился обычай произносить "Благословен он, благословенно имя его".
Среди раввинов популярна история, произошедшая на свадьбе, на которой почетным гостем был известный и очень почитаемый среди марокканского еврейства раввин Исраэль Абу-Хацира (1889-1984), известный также как Баба Сали. Кто-то из родственников велел жениху не произносить слов "Благословен он, благословенно имя его". Тогда разгневанный Баба Сали ударил посохом об пол и произнес: "Это - наш обычай, так мы читаем все молитвы, даже Кидуш".
Последнее неуважительное высказывание в адрес марокканских духовных авторитетов со стороны раввина Овадьи Йосефа, который сам является выходцем из Ирака, не единственное в своем роде. Около трех лет назад раввин Овадья резко отозвался о марокканском раввине, который в день поста Девятого ава наложил тфилин только на дневной молитве "Минха", не сочтя нужным поступить так же во время утренней молитвы "Шахирит".
"Эти упрямцы из Марокко считают, что их обычаи - закон для самого Моше Рабейну, - разразился тогда гневной речью раввин Овадья. - В еврейском законе написано: "Из Сиона будет исходить Тора". Эти люди переписали закон: по их мнению, Тора исходит из Марокко".
Лидерам партии ШАС, чей основной электорат состоит преимущественно из марокканских евреев, будет очень непросто объяснить своим избирателям слова Овадьи Йосефа, который является духовным лидером партии. Члены марокканской общины, поддерживающие партию ШАС, широко представлены в Кнессете, даже после того, как марокканского еврея Арье Дери сменил на посту председателя партии Эли Ишай - выходец из Туниса. Пятеро из 12 депутатов Кнессета от партии ШАС являются представителями общины выходцев из Марокко.
Перевод newsru.co.il