Разговоры о слиянии нефтяных гигантов BP и Royal Dutch Shell не кончаются - в основном потому, что многие аналитики, инвесторы, да и некоторые руководители всегда думали, что это очень неплохая идея.
Но как это сделать? Вот в чем вопрос.
Обе компании годами рассматривают возможности мегаслияния, но их мечты о заключении сделки всегда разбивались о реальность препятствий, связанных с регулированием и политикой, задолго до переговоров с глазу на глаз.
В последний раз BP усадила своих финансовых советников работать над этим вопросом в 2005 году. Уходящий генеральный директор, лорд Браун всегда мечтал о союзе BP-Shell, и в начале прошлого года Shell призналась, что рассматривала слияние с конкурентом на учениях по "планированию сценариев".
Но готовы ли эти мнимые предложения к новому использованию? Некоторые отраслевые эксперты полагают, что изменение ситуации в нефтяной индустрии требует свежего взгляда на слияние.
Аналитик ABN Amro Дэвид Клайн давно выступает за объединение сил двух компаний. "Нам представляется, что создание нефтяной мегакомпании путем слияния двух европейских суперкомпаний притягательно, - заявил он. - С нашей точки зрения стратегическая логика сочетания сильна. Барьеры регулирования и все прочие кажутся преодолимыми".
По его оценке, слияние позволит экономить примерно 10,3 млрд долларов в год и поднимет акции объединенной компании выше 30 фунтов.
Начнем с того, что обе компании травмированы: обращение с Shell в связи с проектом "Сахалин-2" на российском Дальнем Востоке может кончиться борьбой крупнейшей британской компании за пополнение резервов, а по акциям BP ударили опасения, связанные с безопасностью, и тревожный спад производства, которое не достигает даже показателей, намеченных самой компанией. Падение нефтяных цен может сделать некоторые виды разведки менее экономичными, и, тем не менее, обе компании столкнутся с давлением, касающимся защиты инвестиционных планов.
BP предстоит делать щедрые инвестиции в стареющую инфраструктуру. Когда в прошлом году новый генеральный директор Тони Хейвард критиковал совет директоров BP, включая себя самого, за желание "получить больше, отдав меньше", это было признанием необходимость увеличивать финансовые вложения.
Помимо всего, не развеиваются опасения, касающиеся судьбы совместного предприятия ТНК-BP в России. ТНК-BP - это большой успех, и именно поэтому российские власти могут стремиться вернуть его под свой полный контроль.
В Северной Америке Shell приводит в порядок свои операции, планируя приобретение за 3,8 млрд фунтов не принадлежащих ей 22% в Shell Canada. "Все это способствует упрощению слияния, если Shell и BP захотят нажать кнопку", - сказал один из аналитиков.
Цена акций BP в прошлом году выросла примерно на 6%, тогда как акции Shell - примерно на 8%. Акции же ExxonMobil взлетели на 24%.
Генеральный директор Shell Йерун ван дер Вир и Хейвард знают, что им нужно восстанавливать доверие инвесторов, возможно с помощью каких-то радикальных планов.
Аналитик Morgan Stanley Нил Перри сказал, что BP и Shell "не только не сумели отреагировать на резкий рост нефтяных цен, но и проявляют ограниченную активность на рынке с 2001 года".
Он добавил: "Нефтяная отрасль не будет бездействовать, когда резервы сокращаются, а налоги растут. Она будет реагировать. Традиционно, когда она сталкивается с трудностями того или иного рода, ответом является консолидация".
Хейвард находится на переднем крае экспансии BP и эффективно помогал в интеграции Amoco, британская компания купила ее.
Но захочет ли новый генеральный директор приступать к мегасделке, едва усевшись в кресло? Нет, полагают многие наблюдатели.
Есть множество оперативных вопросов, которыми Хейвард и его совет директоров должны заняться безотлагательно. Слияние можно отодвинуть на задний план до тех пор, пока он не поставит на компании свое клеймо.
В свои 49 лет Хейвард, возможно, чувствует, что он останется главным претендентом на пост директора объединенной компании и через несколько лет.
Барьеры регулирования, стоящие на пути любой сделки, высоки. Европейский антимонопольный комиссар Нили Кройс недавно объявила, что слияния энергетических компаний будут анализироваться более тщательно. Но операции компаний по разведке, пожалуй, можно объединить без большого сопротивления регулирующих органов.
Клайн также считает, что слияние заправочных станций двух компаний не столкнется с большим сопротивлением в Европе.
Однако он сообщил о своих ожиданиях, что "объединение переработки и розничной торговли топливом двух компаний в США многие сочтут неприемлемым".
Еще один нефтяной аналитик сказал, что, по его мнению, BP может обрадоваться возможности уйти с рынка переработки, предпочтя отдать переработку своей нефти стороннему исполнителю.
Темная сторона распределения среди акционеров акций другой компании и отказа от операций заключается в том, что BP и Shell подвергнутся более агрессивной конкуренции со стороны сильных соперников. Светлая сторона заключается в том, что нефтяная отрасль, возможно, вступает в новую эпоху, и слияние даст объединенной компании преимущества первопроходца.