А что если Европа покончит со "страусиной политикой", которую она проводит в ответ на "дипломатию радиатора" кремлевского нефтецаря?
Кризис, как все догадываются, еще не закончился, пишет в Le Figaro французский философ Андре Глюксман. Высшее мировое руководство до сих пор не понимает, как такое могло произойти. Нелепо говорить и о восстановлении доверия, когда безответственность свойственна всем ответственным лицам. Отныне руководителям придется признать, что недоверие – здоровая реакция простых граждан на ситуацию, когда "тебе на голову сваливается небо", пишет Глюксман.
Не успела Европа встретить Новый год, как восточная половина союза стала замерзать без российского газа: "ЕС протестует, вдет переговоры, обсуждает, подписывает соглашение за соглашением, но ничего не происходит, кран остается закрытым", - пишет Глюксман. "Путин красуется на телеэкранах всего мира, потрясая своим магическим оружием: газ – это я. (...) Брюссель поддается на шантаж нефтецаря: тот остановится, когда захочет, снова начнет, когда ему заблагорассудится, по своему усмотрению будет выбирать собеседников и привилегированных партнеров".
Еврокомиссия, осуждает Глюксман, действовала непредусмотрительно, и теперь Европа должна признать, что "Газпром" связал ее по рукам и ногам. "Кто поверит, что это просто вопрос больших денег? Нефть и газ – политическое оружие, "Газпром" – это кнут Кремля, вот разгадка политики Путина", - пишет авторитетный философ и публицист. Украина должна поплатиться за поддержку Грузии, бывшие вассалы Кремля подлежат полному энергетическому закабалению. Вслед за "ближним зарубежьем", Россия нацелилась на всю Европу: тот, кто прибирает к рукам монополию на энергетические поставки, получает ключи от европейской экономики, указывает автор.
Перед лицом такого неприкрытого шантажа европейские структуры проявляют "пугающее бездействие": важный проект Nabucco застопорился, Германия и Италия предпочитают вести дела с "Газпромом" напрямую – "властелин холода разделяет, чтобы властвовать", пишет Глюксман.
"Зачем нужен ЕС, если он не в состоянии даже защитить своих граждан от суровой зимы?" – восклицает он. В конце концов, пишет он далее, Россия сейчас не в лучшей форме, и зимнее наступление Путина – отвлекающий маневр, в то время как его страна погружается – в той же, если не в большей, степени, что и другие, – в пучину кризиса, рубль падает, резервы тают, нефтяная рента обрушивается. "Он скрывает свое замешательство, наделяя Ющенко и Украину ролью козлов отпущения", - пишет Глюксман.
Но ничто не обязывает европейские власти следовать его примеру, отмечает Глюксман. Сегодня Европейский союз замерзает, а его элиты его хоронят. Тем хуже для всех, клеймит он в заключение: и для тех, кто испытал на себе все последствия дефицита топлива, и для тех, кому повезло больше, и они, пряча голову в песок отсутствия идей, проводят "страусиную политику".