Еще Алексис де Токвиль предупреждал, что американской демократии всегда будет сложно сделать две вещи: начать войну и закончить ее, и иракская авантюра не стала исключением, пишет в Le Figaro французский философ Андрэ Глюксман.
С самого начала все шло не так: Вашингтон ссылался на фальшивые поводы, хотя реальных мотивов было достаточно для оправдания вторжения, считает Глюксман. Сопровождавшееся бесполезной ложью вторжение привело к быстрому свержению диктатора, однако после падения Багдада Америка завязла в Ираке, а солдаты свергнутого тирана были оставлены на свободе с оружием, притом что население получало информацию от исламистских спутниковых телеканалов.
Сегодня американские войска завершили свой бесславный уход: их не назовешь победителями, но официально они не проиграли, констатирует Глюксман. "Обама может посвятить себя предстоящим перевыборам, потому что организаторы терактов предусмотрительно дождались ухода морпехов, прежде чем залить кровью Багдад и его окрестности. За этот "спокойный" вывод войск ведущая мировая держава дорого заплатила: она укрепила правительство Нури аль-Малики, верного приверженца соседней иранской теократии, то есть недостойного доверия и вряд ли являющегося демократом", - пишет Глюксман. Этнический и религиозный фанатизм засел в засаду, а полицейские интриги и охота на людей свирепствуют в высших эшелонах власти. Где произойдет следующая вспышка?
Курды держатся на своей территории, но нефтяной Киркук, на который они претендуют, может вспыхнуть при первой же возможности, уверен автор статьи. Сунниты притаились за стенами столицы, но не отказываются от бомб и заряженных взрывчаткой автомобилей. "Вместо того чтобы проповедовать примирение, Малики хочет продемонстрировать свою силу и как можно лучше послужить покровителям в Тегеране. Поэтому он бросается на самых слабых", - продолжает Глюксман, напоминая, что уже несколько месяцев Малики угрожает силой разогнать лагерь беженцев в Ашрафе, где проживают заклятые враги иранских аятолл, члены иранского оппозиционного движения "Муджахедин-и-Халк", которым американцы в свое время письменно обещали убежище и защиту, а теперь Вашингтон умывает руки.
"И вновь, как в 1975-м и 1991-м, Америка складывает чемоданы и возвращается на свои квартиры, и тем хуже для тех, кого она бросает на произвол судьбы", - констатирует автор статьи.
"Судьба Ашрафа - это сигнал. Вернутся ли в Ирак времена массовых убийств? Ничто пока не решено. Пророческий голос Барака Обамы заглушает традиционный эгоистический и опасный изоляционизм, а прозорливый реализм Хиллари Клинтон этому противится. Республиканские праймериз свидетельствуют о той же нерешительности. Американский народ колеблется, а вместе с ним и будущее - демократическое или нет - неминуемой глобализации", - резюмирует Глюксман.