Большинство протестующих украинцев хотят жить в справедливом, честном и демократическом обществе, пусть даже наивно связывая эту надежду с идеализированной "Европой", однако "Евромайдан" до сих пор не стал точкой конфликта между правительством и обществом в целом, говорится в статье Владимира Ищенко для The Guardian.
По данным соцопросов, большинство жителей восточных и южных регионов по-прежнему не одобряют протесты. После массовых столкновений с полицией, ведущую роль в которых сыграла сеть крайне правых группировок "Правый сектор", это неодобрение только усилится. Это очень досадно, считает Ищенко: вместо ассоциации с Европой лейтмотивом протестов стала борьба против полицейского государства.
"Бойцы "Правого сектора" появились не из ниоткуда, хотя раньше СМИ и либеральные протестующие предпочитали их не замечать. Они были активным участниками протестов с самого начала, выступая не столько за евроинтеграцию, сколько за "национальную революцию", - говорится в статье.
19 января многие демонстранты, которые раньше и представить не могли, что будут кидать камни и "коктейли Молотова" в полицию, примкнули к ультраправым, недовольные тем, что каждое воскресенье приходят на Майдан лишь для того, чтобы слушать одни и те же слова от лидеров оппозиции.
"Те, кого привлекает иллюзия общенационального восстания, не учитывают, что это - очередной шаг по легитимизации ультраправых", - обращает внимание Ищенко. По его мнению, не следует забывать, "что это люди с порой откровенно нацистскими взглядами, которые с радостью приняли бы еще более репрессивные законы, но против других, этнических, врагов".
Автор полагает, что альтернативу безрезультатным митингам и бессмысленному насилию могли нащупать студенты Киево-Могилянской академии. Они начали бессрочную забастовку в знак протеста против новых законов и надеются вдохновить на стачку студентов других вузов и работников предприятий. "В случае успеха это станет примером ненасильственных, но радикальных и эффективных действий по свержению Януковича", - считает Ищенко.