"Матери с младенцами ждали в плохо освещенном коридоре - пол в грязи, стены крошатся и покрыты пятнами. Ксения Собчак через дверь взглянула на ведро в туалете, забитое мусором, и зажала нос, чтобы не чувствовать запах", - описывает журналист The Times Мэттью Кэмпбелл приезд Собчак в детскую поликлинику в Омске.
Для Собчак, отмечает Кэмпбелл, в разрухе виноват только один человек - Владимир Путин. "Его и людей его круга не слишком заботят подобные места", - сказала она журналисту.
По словам Собчак, в прошлом году она предупреждала Путина о намерении участвовать в выборах. "Путин очень бесстрастен, трудно что-либо понять по его реакции, - рассказала Собчак The Times. - Но, я думаю, он был немного удивлен и ему не понравилась мысль о том, что я буду участвовать в выборах, потому что он какое-то время молчал. Затем он сказал: "Это ваше решение, но вы должны осознавать ответственность, которую влечет за собой любое решение".
Собчак убеждена в том, что Путин устал. "Но он не может оставить власть прямо сейчас, - добавила она. - Это порочный круг, потому что у нас нет независимых судов. Поэтому, если кто-то захочет посадить его в тюрьму, это можно сделать запросто".
Кэмпбелл продолжает описывать поездку в Омск: "Для сибирской глуши бывшая красотка со страниц журнала оделась попроще, убрала назад волосы и появилась в больших очках и скромной одежде в серых тонах. Рабочий омского завода Андрей, казалось, был разочарован: "В телевизоре она была симпатичной".
Главврачу детской поликлиники номер Владимиру Петракову, "мужчине средних лет со слезящимися глазами и коротким ершиком волос", Собчак резко сказала: "Может, у вас и нет денег на ремонт, но вы можете хотя бы делать уборку. Смотрите! И вот здесь, предполагается, вы должны ухаживать за детьми! Да вы скорее сделаете их больными". По словам Кэмпбелла, вернувшись в "Мерседес", Собчак подняла Петракова на смех: "Он был как персонаж Гоголя". "Вор ли он? Нет, не похоже. Думаю, это его начальство украло деньги", - добавила она.
"Серый дым клубился над заводскими трубами на горизонте, когда граждане выстроились в очередь на пронизывающем до костей морозе, чтобы воспользоваться шансом рассказать Собчак о своих бедах", - продолжает корреспондент.
Одна женщина рассказала, что ее мужа посадили, не предъявив обвинений, больной раком бывший рабочий Чернобыльской АЭС пожаловался на пенсию. "78-летняя Татьяна Преслова попросила помочь закрыть незаконно появившуюся в соседнем доме дискотеку, которая мешает ей спать. "Омск - очень коррумпированный город", - сказала она и расплакалась. Собчак взяла ее за руку и предложила стакан воды. "Я разберусь", - пообещала она. Преслова вышла из комнаты, поклонившись, словно перед каким-то господином-феодалом", - описывает журналист The Times.
"Крепостной или крестьянский менталитет глубоко укоренился, - приводит Кэмпбелл комментарий режиссера Андрея Кончаловского. - Наши люди любят получать. Отношение такое: "Мы проголосуем за вас, а теперь дайте нам колбасы".
"Может ли Собчак сделать что-то для этих жертв безразличной системы?" - задается вопросом автор статьи. Соперница Путина признает, что шансов на победу у нее нет: "Все мои консультанты поражаются, когда я это говорю, но я решила быть кандидатом правды. Все в России знают, что победит Путин".
"Почему она идет на риск?" - интересуется Кэмпбелл, отмечая, что "с приближением выборов правительство начало закручивать гайки в отношении противников, запугивая их и арестовывая".
Журналист приводит слова "иностранного бизнесмена, который с президентом на ты": "Путин не тронет ее из верности ее отцу". Сама Собчак говорит: "Конечно, я волнуюсь... Но я надеюсь, что из сентиментальности он меня не тронет... Я не хочу его провоцировать. Я никогда не говорю: "Давайте посадим его в тюрьму".
Если Собчак наберет к 9 февраля 100 тыс .подписей, государственное телевидение будет обязано освещать ее предвыборную кампанию. "Это главное. Быть голосом, который никогда не слышали раньше", - заявила она.
Если государство продолжит притеснять оппонентов, это может вылиться в насилие, опасается Собчак. Кэмпбелл цитирует ее слова: "Россия и революция идут рука об руку, и начинается настоящее кровопролитие. Я не хочу этого для моей страны".