Еще четыре недели назад Стивен Тиди лучился уверенностью американского бизнесмена. "Моей задачей на новом посту является отстаивание ведущих позиций ЮКОСа", - говорил он, будучи только что назначенным новым главой второго в России нефтяного концерна. Однако вчера, в четверг, Тиди сидел в московской штаб-квартире мрачный, с напряженным лицом, и предсказывал возможные сценарии заката компании. Если основное нефтедобывающее предприятие концерна будет продано в принудительном порядке, а взять запланированный кредит не получится, ЮКОС будет вынужден заявить о своей неплатежеспособности. "Судьба компании решится в течение следующих трех недель", - сказал он.
Именно американцу приходится теперь противостоять могущественным российским чиновникам, которые, судя по всему, действуют по команде Кремля и хотят обанкротить крупнейший концерн. 52-летний Тиди представлял свою работу иначе, когда год назад он пришел в ЮКОС. До сих пор его дела всегда шли в гору. Уроженец Канзаса, он женат и у него есть дочь. Тиди почти 30 лет проработал в американском концерне Conoco, позже переименованном в ConocoPhillips, постоянно двигаясь вверх по служебной лестнице. Окончив университет по специальности инженер-механик, он работал в области нефтедобычи, занимался маркетингом, производством и вырос до генерального директора и вице-президента. Тиди отвечал за сделки с нефтью в Европе, в России, а в последнее время - на Каспийском море. Там он однажды повздорил с главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским, тогда два искушенных нефтяных стратега спорили о проблемах иностранных предприятий.
Ходорковский, судя по всему, оценил силу воли, опыт, руководящие способности Тиди - и его гражданство. Бывший глава ЮКОСа уже раньше принимал на службу иностранцев, чтобы обогатить российское предприятие западным духом. Итак, он не сомневался в необходимости переманить Тиди. Прошлым летом Ходорковский сделал его вице-президентом, и тем самым - третьим лицом на предприятии. Как американец и опытный человек, он должен был дотянуть до тех пор, когда совладельцами ЮКОСа станут американские фирмы. После ареста Ходорковского Тиди стал президентом компании "ЮКОС-Москва", а затем в июне - главой всего концерна. Расчет строился на том, что американца не так легко арестовать.
Но и к Тиди пришли сотрудники налоговой службы. Российские СМИ тогда опрометчиво написали, что Тиди, пожалуй, станет первым американским гражданином, которому будет предъявлено обвинение в связи с делом ЮКОСа. Однако следователи не нашли ничего, что могло бы представлять для него опасность. Но все же положение достаточно взрывоопасно. Неделю назад Тиди предложил выплатить 6,5 млрд долларов, сумму задолженности по налогам, в течение трех лет. Но чиновники заупрямились.
Чтобы предотвратить разгром ЮКОСа, Тиди теперь должен пустить в ход все резервы, которые еще имеются у концерна. И у него лично. Один сотрудник как-то сказал о нем: "Когда он не спит, он работает". Возможно, ему ко всему прочему придется пожертвовать еще и сном.