Администрация начала использовать глобальную базу данных вскоре после терактов 2001 года
Администрация Буша, основываясь на объявленном президентом чрезвычайном положении, тайно проникает в глобальную базу данных, где хранится конфиденциальная информация о финансовых сделках, на протяжении почти пяти лет, утверждают источники в правительстве и отрасли.
Начатая вскоре после 11 сентября 2001 года, программа надзора использует широкую интерпретацию предоставленных Казначейству полномочий обходить традиционные правила защиты банковской тайны. В попытке выяснить местонахождение, личность и деятельность предполагаемых террористов были изучены огромные объемы информации о международных переводах, включая совершенные гражданами и резидентами США.
Нынешние и бывшие сотрудники антитеррористических структур сообщили, что программа действует параллельно с прослушиванием международных телефонных разговоров, перехватом факсов и электронных сообщений Национальным управлением безопасности (NSA), которое без судебных решений подслушивало более 5 тыс. американцев, подозреваемых в связях с террористами. В сочетании со стократным расширением использования ФБР "писем о национальной безопасности" для получения доступа к коммуникациям и банковским данным, секретные программы NSA и Казначейства создали беспрецедентную базу данных о личных сделках, в большинстве которых участвовали люди, оказавшиеся непричастными к терроризму.
Стюарт Ливи, заместитель министра финансов по терроризму и финансовой разведке, заявил в интервью, что программы, существование которых правительство хотело скрыть, использовали полномочия Управления, дающие право в административном порядке заставить банковский консорциум открыть свою документацию. Зарегистрированная в Брюсселе ассоциация Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication (SWIFT) объединяет около 7,8 тыс. банков и брокерских контор и осуществляет миллиарды сделок в год.
Следователи антитеррористических структур добивались доступа к базе данных SWIFT с 1990-х годов, но другие правительства и руководители отрасли противостояли потенциальному подрыву доверия к банковской системе. После терактов 2001 года президент Буш преодолел их сопротивление и воспользовался данным ему Законом об экономических полномочиях в условиях чрезвычайного положения правом "расследовать, регулировать или запрещать" международные финансовые сделки, связанные с "нетрадиционной и чрезвычайной угрозой".
Ливи и другие источники подчеркнули, что правительство ограничивает финансовый надзор расследованиями, связанными с терроризмом, и направленным поиском.
После идентификации подозреваемого, отметил Ливи, "можно провести поиск, можно выяснить, кому он посылал деньги и кто посылал деньги ему".
"Чтобы работать с базой SWIFT, нужна масса конкретной информации - адреса, номера телефонов, имена, номера счетов", - заявил Ливи.
Он говорил о программе после того, как стало известно, что New York Times планирует опубликовать статью о ней. Вчера вечером Times и другие СМИ разместили статьи на своих сайтах.
Ливи подчеркнул, что правительство "осуществляет очень жесткий контроль, гарантирующий, что мы используем эту информацию только для борьбы с терроризмом".
Он добавил: "Мы можем вести поиск по части базы, когда есть конкретные улики. Аналитики, имеющие доступ к базе, не получат к ней доступа, пока не наберут имя в строке поиска и не объяснят, почему оно связано с терроризмом".
Программа имеет "прочное правовое обоснование", сказал Ливи, и основана на законе, "который дает нам право вести такое расследование, если президент объявил чрезвычайное положение".
Кроме того, администрация проинформировала о программе центральные банки, включая Федеральную резервную систему и Европейский центральный банк. "Они информированы и могут осуществлять соответствующий надзор, - заявил Ливи. - Мы считаем информацию конфиденциальной, но обеспечили, чтобы те, кому надо, об этом знали", включая конгрессменов, занимающихся проблемами разведки.
Вчера вечером Белый дом заявил, что обнародование сведений о программе может нанести ущерб борьбе с терроризмом.
"Нас огорчило то, что New York Times снова решила рассказать о секретной программе, призванной защитить американцев, - заявила пресс-секретарь Дана Перино. - Мы знаем, что "Аль-Каида" ищет любую информацию о том, как мы ведем войну с терроризмом, а затем адаптирует свои действия, создавая проблемы нашей разведке и правоохранительным органам".
Ливи сказал, что попытки следователей проследить за денежными потоками террористов не являются секретом, но "предпринимаются усилия сохранить конфиденциальность". Поскольку SWIFT не самый известный источник финансовой информации, "нас огорчает, что этот источник раскрыт, поскольку это сильно затруднят нашу работу".
Начальник Ливи, уходящий министр финансов Джон Сноу, высказал те же аргументы в заявлении министерства, опубликованном вчера вечером. Министерская Программа по отслеживанию финансирования терроризма, отметил он, является важным инструментом в войне против терроризма, который помогает правительству "обнаруживать местонахождение боевиков и их спонсоров, составлять карты террористических сетей, отдавать террористов в руки правосудия и спасать жизни".
Ливи отказался обсуждать конкретные случаи, когда данные SWIFT помогли в борьбе с терроризмом. Он сказал, что это секретные сведения, но информация использовалась "для подтверждения личности главного организатора терроризма в Ираке".
Аналитики ЦРУ и ФБР, работающие с ведомством Ливи, изучали финансовые сделки последних лет в поисках связей боевиков "Аль-Каиды". Источники сообщили, что в настоящее время следователи собирают финансовую информацию о людях и компаниях, чьи имена появлялись в документах, перехваченных коммуникациях и других уликах, собранных по всему миру.
"Невозможно набрать случайное имя" и начать поиск по базе, заявил источник в разведке. "Программа работает только для имен, уже попавших в разведывательную систему".
Вначале, когда Буш, через несколько недель после 11 сентября, подписал распоряжение 13224 о розыске счетов "Аль-Каиды", дела обстояли иначе. Тогда было собрано много информации о людях, которые не были связаны с "Аль-Каидой", но имели мусульманские имена, или о компаниях, похожих на связанные с "Аль-Каидой". Эта методика наводнила разведывательное сообщество материалом, в котором трудно разобраться, неоднократно направлявшим по ложному следу.
"Со временем, когда мы набрались опыта, поиск сузился", - заявил один из источников.
Разведчики стремятся дистанцироваться от программы NSA по подслушиванию, повторяя, что технология не позволяет вести широкий поиск.
В заявлении SWIFT говорится, что ассоциация "была вынуждена подчиниться решениям о частичном раскрытии данных". "Нашим фундаментальным принципом является защита конфиденциальности сведений о наших клиентах, если это не противоречит законам стран, где мы проводим операции".