Футбольная команда на службе национальной идеи
В ту ночь мало кто спал, будь то во Владивостоке, на берегу Тихого океана, или в Выборге, неподалеку от финской границы. В Москве с российским триколорами в руках буйствовало около полумиллиона человек, мужчины и женщины раздевались до пояса, танцевали румбу у памятника Маяковскому и до утра праздновали победу над Голландией в чемпионате Европы по футболу. В Санкт-Петербурге, полном туристов, которые приехали полюбоваться белыми ночами, до финального свистка город казался вымершим, но затем люди высыпали на светлые улицы. Страна в угаре.
То, что России удастся пробиться в полуфинал, победив именно Голландию, казалось немыслимым. "Мы были настоящими аутсайдерами, - говорил воскресенье утром Валерий Майоров, - на тотализаторе можно было сделать целое состояние, но никто не хотел ставить на Россию". Даже на страницах патриотической "Российской газеты" только самый оптимистично настроенный эксперт предсказывал России победу со счетом 2:1. И тут такое.
Это была "великолепная игра", еще ночью радовался президент Дмитрий Медведев, и "великолепная победа". Другие называли ее "исторической". Вот уже несколько месяцев Россия движется от победы к победе, она выиграла кубок УЕФА, стала чемпионом мира по хоккею, победила на конкурсе "Евровидения". Каждый раз по стране прокатывалась бело-сине-красная волна национальной гордости, каждое достижение праздновалось не как победа певца или команды, а как всенародный успех. Даже почти через 20 лет после распада Советского Союза Россия не в ладах с собой и своим местом в мире. За восемь лет правления Путина государственное телевидение и речи политиков вдолбили людям в головы, что жизнь им осложняют не бюрократия и опека, а притесняющая страну заграница, что Россию не признают, что ей угрожают. И ничто не отражает лучше этот с тщеславием обыгрываемый комплекс, чем российская команда в Австрии, над которой потешались известные футбольные нации, которую воспринимали как бедную родственницу и которая затем показала, чего она на самом деле стоит.
После многолетнего прозябания российский футбол благодаря нефтяным и газовым миллионам снова на коне, теперь ему предписано внести свой вклад в грандиозное национальное возрождение. Иногда взаимозависимость политики и спорта приводит к причудливым пропагандистским завихрениям. Перед матчем со Швецией государственный новостной телеканал "Вести" показывал отрывки из советских исторических фильмов, посвященных русским победам над Швецией. Российские болельщики рисовали на лбах цифры 1709 - год поражения шведов в Северной войне под Полтавой.
Итак, до чувства триумфа, свободного от политики, еще шагать и шагать.
Здесь также стоит вспомнить о почти полном отсутствии культуры массовых зрелищ на больших телеэкранах, установленных на городских площадях. И дело тут не в недостатке праздничного настроения в государстве: Россия с морем знамен регулярно отмечает День защитника Отечества, День парашютиста и Последний звонок. Тем не менее, агентство "Интерфакс" сообщило, что перед матчем с Голландией в сибирском Томске у большого экрана впервые собралось 7000 человек. "Наверное, еще слишком рано, - сказал один мужчина в Петербурге. - Футболу у нас слишком долго уделялось мало внимания. И если мы проиграем, то у большого экрана это будет гораздо более неприятно".
Также по теме:
Футбольная революция Аршавина (Обзор прессы)
От хоккея до попсы: Россия продолжает побеждать (Обзор прессы)
Российские хоккеисты разбивают сердца канадцам (Обзор прессы)
Газпромовский "Зенит" поставил футбольную Европу на место (Обзор прессы)