Как пишет The Wall Street Journal, в течение следующих месяцев станет ясно, какой из конкурирующих европейских газотранспортных проектов победит: норвежско-швейцарский ТАР или греко-итальянский ITGI. В отличие от дорогостоящего (7,9 млрд евро) "Набукко", эксплуатация которого начнется в лучшем случае через десять лет, эти сравнительно небольшие проекты могут быть запущены в течение пяти лет.
Необходимость создания альтернативных путей в Центральную Европу обусловлена продолжающимся российско-украинским энергетическим конфликтом, в результате которого под угрозой оказываются поставки углеводородов в Евросоюз. В пятницу председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что в ближайшие недели вновь могут возникнуть серьезные затруднения.
Из двух упомянутых проектов реальное воплощения найдет только один, говорится в статье. Норвежская StatoilHydro ASA и швейцарская Elektrizitats-Gesellschaft Laufenburg AG предлагают вариант перекачки азербайджанского и иранского газа из Греции через Албанию и далее по 520-километровому газопроводу в Италию. Со своей стороны, итальянская Edison SpA и греческая DEPA предлагают другую схему - чуть более длинный трубопровод, но в обход Албании.
Последний проект уже получил 100 млн евро от Евросоюза. Среди его сильных сторон издание называет также национальное лобби Италии и Греции в Брюсселе, чего ТАР позволить себе не может - ни Норвегия, ни тем более Швейцария в интеграционную группировку не входят. Тем не менее, многие эксперты прочат победу ТАР: компания StatoilHydro и британская ВР вместе имеют контрольный пакет акций консорциума, занимающегося разработкой месторождений на юге Каспийского моря, а в Европу должен потечь именно этот газ.