Репортаж из Оша, опубликованный в Frankfurter Allgemeine, посвящен положению на юге Киргизии и причинам, его породившим. Узбеки боятся, пишет обозреватель издания Михаэль Людвиг, что эксцессы могут повториться, киргизы говорят о заговоре.
Комендант Оша Асанов потребовал от узбеков разобрать "баррикады, за которыми они окопались с тех пор, как киргизские погромщики испепелили несколько узбекских районов и убили многих жителей". Узбеки, которые больше не доверяют правоохранительным органам, выдвинули встречные требования. Это разоружение всех банд, а также присутствие на всех контрольных постах в городе, наряду с киргизами, представителей узбекской общины, причем вооруженных. Это также прекращение немотивированных арестов узбеков и освобождение задержанных, а кроме того, формирование независимой комиссии, которой будет вменено исследование подоплеки той волны насилия, жертвами которой пали, вероятно, тысячи человек, преимущественно узбеков. Все требования узбеков комендант Асанов отклонил. Баррикады были убраны в основном киргизской армией.
Есть не только убитые узбеки, говорится далее в статье, есть и убитые киргизы. После обнаружения пяти обезглавленных трупов соотечественников киргизы собрались у здания областной администрации и потребовали предпринять "энергичные шаги против узбеков". Как пишет Михаэль Людвиг, "дело дошло до рукоприкладства в отношении иностранных журналистов, поскольку те якобы односторонне освещают события в интересах узбеков".
Причину этнических конфликтов автор репортажа видит в "раненой гордости киргизов", смешанной "с теориями заговора". Узбеки, мол, контролировали экономику, им принадлежали лучшие магазины и практически весь центральный базар Оша. Киргизам в Оше, как и на всем юге страны, отводилась "подчиненная роль". Но экономического превосходства узбекам не хватало, считают многочисленные киргизы. Один из их лидеров потребовал автономии для узбеков на юге Киргизии. Если бы их не остановили, считают киргизы, узбеки рано или поздно попытались бы присоединить юг Киргизии к Узбекистану.
Кадыршан Батыров, чье имя постоянно вспоминают киргизы, как только речь заходит об узбекских планах по созданию автономии или даже об отделении, в настоящий момент недосягаем. За несколько недель до начала беспорядков он бежал за границу, опасаясь уголовного преследования по обвинениям в экономических преступлениях. Однако в середине мая Батыров, председатель национального узбекского культурного центра в Джалал-Абаде, требовал официального статуса для узбекского языка и увеличения присутствия узбеков в администрации и правоохранительных структурах, однако при этом гарантировал поддержку временному правительству. В Бишкеке, полагает немецкий корреспондент, это могло быть тогда расценено как "попытка политического шантажа".
Председатель национального узбекского культурного центра в Оше Джалахудин Салахудинов в беседе с Михаэлем Людвигом оспаривал утверждение, будто узбеки требуют автономии и тем самым провоцируют распад Киргизии. Узбеки Оша и Джалал-Абада, заявил Салахудинов, наоборот, "заинтересованы в сохранении единства страны, но гражданами второго сорта им быть не хочется".
Кто же все-таки был заинтересован в дестабилизации Киргизии и кто стоял за кровавыми беспорядками на юге страны, точно до сих пор неизвестно, продолжает автор статьи. Одни говорят, что инициатором был клан свергнутого президента Бакиева, другие обвиняют экстремистов из Исламского движения Узбекистана. Все эти предположения, указывает обозреватель, "снимают вину за бойню с политического руководства в Бишкеке", а также с "армии и полиции".