Как пишет иностранная пресса, Путин балансирует на узкой тропке между противоречивыми целями. С одной стороны, он не может игнорировать националистов-радикалов, призывающих его "вернуть" Восточную Украину. С другой - Россия не может позволить себе увязнуть в сепаратистском "терновнике", спровоцировав усиление санкций. Как Путину сохранить лицо в этом конфликте интересов? Среднесрочная цель - сохранять состояние "нарыва": одновременно призывать к миру и поддерживать повстанцев, пока Москва не получит Украину, над которой все еще сможет властвовать.
С Украины приходят настолько противоречивые сигналы, что, кажется, их невозможно расшифровать, пишет Бернар Гетта в статье под названием "Владимир Путин, завоеватель", опубликованной в издании Internazionale. "Приказ о прекращении огня поступил от нового украинского президента Петра Порошенко и вступил в силу в пятницу вечером, но в действительности он никак не изменил военный сценарий", - говорится в статье.
"На дипломатическом фронте ситуация такая же сложная, поскольку Путин продолжает направлять противоречивые сигналы. В субботу российский президент высказался в поддержку прекращения огня и заявил о "своем намерении предпринять шаги, направленные на согласование мирного решения". Однако уже через несколько часов российский министр обороны объявил о начале военных учений, в которых у украинской границы примут участие 65 тысяч человек", - сообщает автор статьи.
"Путин продолжает сохранять двойственную позицию по двум причинам. Первая: России все еще угрожают новые американские и европейские санкции, которые создадут для российской экономики дополнительные трудности. Российский президент хочет продолжать проповедовать свою добрую волю, поддерживая, одновременно с этим, военное давление на Украину, чтобы добиться новых уступок и установить контроль над политикой своего давнего вассала", - говорится в статье.
"Вторая причина: предприниматели и большая часть российского правительства подталкивают Кремль к умеренности, в попытке избежать разрыва с Западом, тогда как армия и спецслужбы готовы пойти на это. В то время как российский президент пытается урегулировать это внутреннее противоречие, Украина готовится в эту пятницу подписать соглашение об ассоциации и ЕС", - напоминает автор.
"Путин пытается примирить патриотизм с политикой на Украине" - так озаглавлен материал Financial Times.
С одной стороны, пишет корреспондент Кэтрин Хилле, Владимир Путин обсуждает пути политического разрешения сложившейся ситуации, демонстрируя "обнадеживающие признаки прагматизма". "С другой - Украина и международные наблюдатели утверждают, что Россия продолжает снабжать повстанцев тяжелыми вооружениями и отменяет отвод войск от границы", - говорится в статье.
На Западе полагают, что Россия добивается окончательного раскола Украины. На самом деле картина гораздо запутаннее, утверждают московские инсайдеры.
"Верить в то, что Россия готовится к военному вторжению, значит недооценивать интеллектуальные качества Путина, - полагает директор московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин. - В отличие от того, как это выглядит со стороны, есть вероятность, что желания Путина и желания Порошенко пересекутся. Они приближаются к соглашению". Порошенко выступает против федерализации Украины, но его предложения по децентрализации власти могут устроить российского президента. Что касается сепаратистов, то они "выполняют для Москвы свою функцию, не более того", считает Тренин.
В то же время, воспользовавшись событиями на Украине для пробуждения патриотических чувств, Путин не может позволить себе занять чересчур примирительную позицию. Его пламенная риторика вселила в националистов надежду на то, что после Крыма он "вернет" Восточную Украину. Не дождавшись вторжения, некоторые ультраправые и леворадикальные идеологи начинают критиковать лидера страны.
По мнению бывшего премьер-министра России Михаила Касьянова, российский президент пытается исполнить "сложный эквилибристический прием": не вводя войска на Украину, показать, что Россия не бросила русскоговорящих жителей ее восточных областей.
"Игра близится к концу, и главная задача Путина - минимизировать политические потери и сохранить лицо", - приводит слова Касьянова Хилле.
"Путин старается вести двойственную политику на базе раскола, которому способствовал на Украине" - утверждает в заголовке журналист The New York Times Нил Макфаркьюхар.
По оценкам чиновников, аналитиков и дипломатов, Путин оказался на узкой тропке между противоречивыми целями. В минувшие выходные Путин использовал обе "дорожки" своей двойной политики, сообщает автор.
"Его главная цель - сохранить по максимуму, насколько это возможно, влияние России на будущее Украины, ратуя за цель сепаратистов - значительную степень автономии", - пишет издание. Это позволит сохранить Юго-Восток Украины на московской орбите.
Но Путину нужно добиться этой цели, не допустив, чтобы Россия увязла в "терновнике" политически-раздробленных и экономически-отсталых сепаратистских областей", по словам автора. "Любой намек на участие военных или даже причастность к дестабилизации областей может спровоцировать гораздо более жесткие западные санкции", - поясняет газета. Ожидается, что такие санкции будут обсуждаться в Брюсселе на этой неделе.
"Некоторые аналитики говорят, что у Москвы предостаточно времени на то, чтобы одновременно призывать к миру и снабжать повстанцев, пока Москва не получит Украину, над которой все еще сможет властвовать", - сообщает издание. "Их среднесрочная цель - сохранять состояние "нарыва"; боевики - их средство для достижения цели, - говорит Клифф Капчен (Вашингтон). - Не думаю, что умиротворение наступит вскоре".
Как пишет The Times, в связи с продолжившимися атаками сепаратистов вице-президент США Джо Байден в телефонном разговоре с Порошенко "выразил обеспокоенность тем, что лидеры ополчения отказались принять перемирие".
"Белый дом предупредил, что США тесно сотрудничают с партнерами по "большой семерке" в подготовке к принятию дальнейших экономических санкций против России в случае, если Москва не прекратит отправлять оружие и солдат через границу с Украиной", - сообщает газета.
"Пора вводить третью ступень санкций против России" - призывает немецкое издание Die Zeit. Вооруженный конфликт на востоке Украины продолжает накаляться, пишут авторы статьи, эксперты немецкого Фонда науки и политики (Stiftung Wissenschaft und Politik) Штеффен Халинг и Сьюзен Стюарт.
С увеличением продолжительности боевых действий, констатируют эксперты, снижается вероятность того, что противоборствующим сторонам удастся прийти к мирному решению конфликта.
Россия пытается с помощью ряда тактических ходов произвести впечатление, что она готова содействовать урегулированию ситуации на Украине. Однако общая картина свидетельствует о том, что за этой тактикой скрывается стратегия долгосрочной дестабилизации обстановки на востоке Украины. Так, российские власти признали нового украинского президента Петра Порошенко, но последний не может начать проведение реформ, пока восточная часть страны фактически находится в состоянии войны.
Таким образом, уверены Халинг и Стюарт, срочное введение дополнительных санкций против России - так называемой третьей ступени санкций - необходимо не только для того, чтобы продемонстрировать России, что ее поведение обернется значительными потерями для страны и руководства, но и чтобы показать ей единство в рядах Евросоюза, относительно которого в России есть значительные сомнения.