Вооруженный конфликт на востоке Украины продолжает накаляться, пишут эксперты немецкого Фонда науки и политики (Stiftung Wissenschaft und Politik) Штеффен Халинг и Сьюзен Стюарт на страницах немецкого издания Die Zeit. На сегодня, по данным ООН, в результате боевых действий погибли 356 человек. Апогеем конфликта стал сбитый 14 июня транспортный самолет Вооруженных сил Украины, на борту которого находились 49 человек. Помимо военнослужащих украинской армии и членов нерегулярных воинских подразделений, растет число жертв и среди гражданского населения. Согласно докладу делегации Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, "в районах самопровозглашенных Луганской и Донецкой "народных республик" похищения людей, пытки и убийства применяются не только по отношению к журналистам, госслужащим и активистам, но и к широким слоям населения".
С увеличением продолжительности боевых действий, констатируют эксперты, снижается вероятность того, что противоборствующим сторонам удастся прийти к мирному решению конфликта. И хотя российское руководство отрицает свое влияние на повстанцев, оно все равно в значительной мере способствует обострению конфликта косвенным образом: в частности, Россия допускает формирование на своей территории подразделений добровольцев, которые беспрепятственно пересекают российско-украинскую границу. Также существуют предположения, что Россия оказывает повстанцам и прямую поддержку. Лидеры сепаратистов премьер-министр ДНР Александр Бородай и председатель Верховного совета Денис Пушилин поддерживают непосредственные контакты с Москвой. Согласно их утверждениям, которые, правда, невозможно проверить, их контактным лицом и помощником в Кремле является не кто иной, как влиятельный сотрудник президентской администрации Владислав Сурков.
На протяжении нескольких последних недель Россия пытается с помощью ряда тактических ходов произвести впечатление, что она готова содействовать урегулированию ситуации на Украине. Однако общая картина свидетельствует о том, что за этой тактикой скрывается стратегия долгосрочной дестабилизации обстановки на востоке Украины. Так, российские власти признали нового украинского президента Петра Порошенко, но последний не может начать проведение реформ, пока восточная часть страны фактически находится в состоянии войны.
Таким образом, уверены Халинг и Стюарт, срочное введение дополнительных санкций против России - так называемой третьей ступени санкций - необходимо не только для того, чтобы продемонстрировать России, что ее поведение обернется значительными потерями для страны и руководства, но и чтобы показать ей единство в рядах Евросоюза, относительно которого в России есть значительные сомнения.