Большая часть беженцев, согласно статистике, приезжает в Германию из Сирии, Ирака и Афганистана. Но на протяжении нескольких последних недель статистика фиксирует еще одну довольно значимую группу - беженцы из России. В мае немецкие власти зарегистрировали 1260 заявок на получение убежища от граждан РФ, причем 80% от этого числа приходится на выходцев из Чеченской республики. В итоге "рост числа чеченских беженцев породил в Германии слухи о том, что Кремль якобы осознанно использует их для дестабилизации Германии", пишут Беньямин Биддер и Анна Райманн на страницах немецкого журнала Der Spiegel. Газета Die Welt, к примеру, написала, что Москва открыла "чеченские ворота", а Münchner Merkur озаглавил свой материал словами: "А не стоит ли за этим Путин?"
Немецкие спецслужбы, как говорится далее, уже высказывали подобные опасения. Весной 2013 года в Германии также стремительно поползло вверх число беженцев из Чечни: всего за несколько месяцев туда приехали несколько десятков тысяч человек, т.е. даже больше, чем во времена войны в Чечни. Поводом для той миграционной волны, как напоминает издание, послужили слухи о том, что "Берлин будто бы встречает каждого чеченца с распростертыми объятиями да и еще и дает щедрые подъемные". Именно тогда у высокопоставленных представителей немецких органов безопасности появилось подозрение, что за происходящим стоят не банды нелегальных перевозчиков людей, а Кремль. В результате, после того как немецкая делегация во время визита в Москву затронула эту тему, число беженцев начало сходить на нет.
"Новая же волна бегства с Северного Кавказа имеет как параллели с 2013 годом, так и существенные различия", - подчеркивают Биддер и Райманн. Так, жители Грозного рассказывают о странных сообщениях, массово распространяемых с весны в коммуникационных программах вроде WhatsApp. Речь в них идет о заговоре против чеченцев, "мол, всех чеченцев хотят изгнать, словно арабов из Палестины, и заселить территорию евреями". В итоге, как говорится в сообщениях, чеченцам остается либо "уезжать, либо умирать от голода и холода". Тем более, что с марта чеченские власти действительно начали массово отключать домохозяйства от газа якобы из-за неоплаты услуг в течение нескольких лет.
Более того, в отличие от 2013 года, в Чечне заметно ухудшилась ситуация с правами человека. "Выставляемая напоказ прогрессивность Чечни, заключающаяся в постройке современных небоскребов, новых мечетей и других амбициозных проектов президента Кадырова, бок о бок соседствует со средневековыми методами, при помощи которых чеченский лидер борется со своими врагами", - подчеркивают журналисты. Например, из-за того, что все больше молодых чеченцев присоединяются к исламистским боевикам и даже к ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация. - Прим. ред.), Кадыров начал уничтожать дома родственников подозреваемых. В прошлом году, как говорится в статье, предположительно натравленная властями толпа разгромила офис российской правозащитной организации, а в марте 2016 года в Чечне было совершено нападение на группу российских правозащитников и западных журналистов, причем нападавшие так и не были найдены.
По словам российской активистки Светланы Ганнушкиной, в Чечне "царит атмосфера тотального страха". Доходит до того, что чеченские матери боятся отпускать на улицу своих дочерей из-за боязни того, что к ним с предложениями замужества будут приставать люди Кадырова, которым едва ли можно будет отказать. Как пишет Ганнушкина, Кадыров с позволения Путина создал в республике "неофеодальную систему, и каждый, кто начнет его критиковать, будет объявлен врагом народа".