Молодой московский предприниматель Иван Елашкин ожидает избрания Владимира Путина в ходе голосования, предстоящего в это воскресенье, с определенным пониманием. "Я бы предпочел, чтобы он прошел во второй тур с небольшим превосходством, - говорит он, - это заставило бы его обнародовать свою программу. Несмотря на свою огромную популярность, сегодня он хранит молчание". 26-летний Елашкин возглавляет два предприятия, "Rotek" и "WestCall", которые занимаются поставками телевизионного и телефонного оборудования. Иван - высокий широкоплечий блондин в темном костюме. Он принадлежит к новому классу молодых бизнесменов, прежде всего москвичей, с западными манерами и менталитетом, мечтающих выйти на международный рынок.
Елашкин - сторонник Григория Явлинского, кандидата в президенты от оппозиционной реформаторской партии "Яблоко". Но он знает, что победа Путина неизбежна, и сохраняет оптимистический настрой. "У него будет склонность к авторитаризму, но я надеюсь, что удастся избежать худшего, - полагает Иван. - Он будет поступать так, как ему выгодно: будет прислушиваться к Западу и продолжать реформы". Елашкина больше всего беспокоит опасность национализации и возврата к крупным монополиям. Его опасения основываются на обещаниях Путина "укрепить государство". "В нормальной европейской стране смена главы государства не приводит к коренным переменам: основные направления остаются неизменными. Но здесь от этого зависит вся экономика, - сетует он, - от будущего избранника будут зависеть курс реформ, отношение западных стран, и т.д."
Елашкину было 15 лет, когда была разрушена Берлинская стена, 17 - когда раскололся Советский Союз, и родилась "новая Россия". Он не был комсомольцем: эта организация, действовавшая под эгидой коммунистической партии, объединяла советскую молодежь. Елашкин относится к молодому поколению, на которое мало повлияла коммунистическая идеология: оно формировалось в "эпоху Ельцина". Поражает его прагматизм: он готов приспособиться к Путину, как к меньшему злу, по сравнению с коммунистом Геннадием Зюгановым, обеспечившим себе второе место на выборах. "Конечно же, меня смущает, что Путин столько лет проработал в КГБ, а затем в ФСБ, - говорит Иван, - это означает, что он сформировался в этой системе. Кроме того, он ничего не понимает в экономике". В действительности, у Елашкина нет выбора. Он не разделяет образ мысли окружающих. Для большинства россиян, ГБистское прошлое не является помехой; для пожилых, которые еще помнят о "престиже" "органов", чаще всего, это даже преимущество.
Однако по чеченской проблеме молодой глава предприятия выразил мнение большинства россиян: "Перед лицом раскола России под давлением чеченцев, нет иного выхода, кроме войны". В то же время, Иван казался расстроенным. "Это ужасно, вокруг столько жертв, - говорит он, - необходимо остановить этот конфликт как можно скорее? Но в истории иногда возникают безвыходные ситуации". Парадоксально, но его оптимизм в отношении будущего страны, переживающей кризис и войну, объясняется следующим: Россия, с ее слабой и коррумпированной властью, анархическими законами и хаотической экономикой, может добиться головокружительных успехов. "У меня здесь больше возможностей, чем на Западе, - признает Елашкин, - там уже рынок наполнен".
Ему понадобилось 6 лет, чтобы оказаться во главе двух фирм, которые оцениваются в 3 и 5 млн. долларов. На первой, "Ратек", работают 100 человек, персонал и администрация. Продукция производится на предприятиях бывшего военно-промышленного комплекса. Объем операций зарегистрированной всего лишь год назад фирмы составляет 2,8 млн. долл., ее доход - 30%. Иван мечтает о том, что через 5 лет его предприятие станет ведущим в этой отрасли. На прошлой неделе он приобрел телефонную компанию "WestCall", ставшую убыточной вследствие финансового кризиса августа 1998 года. "В "Ротек" мне уже больше нечего было делать, мне были нужны новые трудности", - говорит он.
"Не спрашивайте у меня, где я нашел свой первый миллион долларов", - это единственный темный момент в его биографии. Для того чтобы в 1998 году, купить 100% акций "Ротек", двадцатичетырехлетнему Елашкину необходимо было заплатить наличными долларами 90 акционерам. На это ему были нужны средства. Он мог занять у друзей или отца, владельца телекоммуникационной компании "Бизнес-Связь". Вполне возможно, что начальным капиталом послужила зарплата, которую он получал как генеральный директор этой компании, ведь до кризиса зарплаты были очень высокими. Сразу же после получения диплома инженера по телекоммуникациям, Елашкин пошел работать в "Бизнес-Связь". Его отец начал это маленькое дело в конце 80-х. Во время путча 1991 года лишь его компания обеспечивала передачу через иностранные спутники информации о происходящих в стране событиях. Эта компания достигла больших успехов. Но отец и сын никогда не понимали друг друга. Через 4 года Иван начал работать самостоятельно.
"Кризис 1998 года, между тем, нам очень помог: он заставил нас двигаться", - вспоминает он. Цена рубля сократилась втрое. В то время "Ротек" закупал за границей 90% комплектующих. Чтобы компенсировать дополнительные расходы, Елашкин реорганизовал производство и увеличил производительность вдвое. Зарплаты сократились на 30%: инженер сейчас получает 300 долларов в месяц. В результате, стоимость продукции осталась на докризисном уровне и оказалась на 30% ниже, чем у западных поставщиков, которым, помимо прочего, приходится платить очень высокие таможенные налоги.
"Бизнес в России не слишком отличается от бизнеса на Западе: та же работа и те же стрессы, - говорит Елашкин, - главное отличие заключается в неуверенности". Он говорит о постоянно меняющихся и противоречивых законах, о чрезмерных налогах и известной "крыше". Ежемесячно Елашкин отдает конверт с 2 тысячами долларов. "Я успокаиваюсь, но настоящими бандитами здесь являются государство, налоговые органы и коррумпированные чиновники".
Сегодня разработкой интерьера его квартиры в Москве занимается французский дизайнер. Недавно он побывал на Мальдивах, поскольку увлекается подводным плаванием. Но он не хочет быть "новым русским": эти выскочки обогатились в условиях хаоса реформ и не знают, что им делать с их деньгами. Он вкладывает деньги, в надежде на то, что однажды рынок оживится, и западные бизнесмены вернутся в Россию. Но существует неизвестный Путин. "Будет прекрасно, если он окажется талантливым", - говорит Елашкин.