В настоящее время ностальгия по временам холодной войны отражается в кино самыми разнообразными оттенками. В фильме ?Тринадцать дней? Кевин Костнер изображает положительного героя, который положил конец Карибскому кризису и тем самым спас мир от ядерной войны. К нынешней реальности вся эта мелодрама имеет довольно отдаленное отношение. Однако после долгого перерыва современная политика вновь вернулась к излюбленному ритуалу холодной войны: высылке большой группы дипломатического персонала.
Американский госсекретарь Колин Пауэлл заявил российскому послу Юрию Ушакову, что 6 российских дипломатов объявляются ?персонами нон грата?. В соответствии с правилами, дипломаты, объявленные персонами нон грата, должны за 24 часа покинуть страну пребывания. Москва решила действовать по многократно испытанному ранее способу: когда месяц тому назад высокопоставленный сотрудник ФБР Ханссен был разоблачен как агент КГБ, дипломаты, поддерживавшие контакт с Ханссеном, были отозваны. Однако Пауэлл настаивал на своем. Он заявил, что еще 40 российских дипломатов подозреваются в разведывательной деятельности. Они также должны покинуть Вашингтон. В целом, это почти четверть персонала российского посольства в Вашингтоне.
Никто не ожидал, что после окончания холодной войны обе великие державы прекратят разведывательную деятельность друг против друга. Однако в течение длительного времени все это проходило в определенных рамках: ты не трогаешь моих шпионов, я не трогаю твоих. Если и были провалы агентуры, то они рассматривались как особый случай, и не могли серьезно осложнить отношения между двумя странами.
Последняя в истории российско-американских отношений массовая высылка дипломатов имела место осенью 1986 года. Акция, позднее получившая название ?дипломатическая война?, осуществлялась в условиях политического климата, который позволяет провести многочисленные параллели с нынешней ситуацией. Также как и сегодня, обе великие державы вступили в конфликт по вопросу о размещении США новой системы ПРО: в 1986 году речь шла о создании СОИ, теперь - о программе Национальной системы ПРО. В свое время ?дипломатическая война? послужила удобным предлогом для того, чтобы сорвать встречу на высшем уровне между президентом США Рональдом Рейганом и только что пришедшим к власти Михаилом Горбачевым.
Подобный расчет и сейчас может сыграть определенную роль. В последнее время Вашингтон и Москва недвусмысленно дали понять, что времена шоу о добрых друзьях Билле и Борисе миновали. Обе великие державы еще недостаточно четко сознают, чего они хотят друг от друга, насколько они важны друг для друга и какую политику они предполагают проводить по отношению друг к другу. Новая фаза взаимного прощупывания началась.
Действия российского президента Владимира Путина в значительной степени вызвали недовольство у недавно пришедшего к власти Джорджа Буша. Путин пытался заключать союзы против американских планов создании ПРО - вначале с европейцами, а затем с Южной Кореей и Китаем. Он пытается развивать отношения со странами, которые привлекают к себе пристальное внимание Вашингтона: Ираком и Ираном. На это Вашингтон ответил массовой высылкой российских дипломатов. Однако при этом обе стороны настаивают на том, что они хотят помочь развитию отношений между США и Россией. Но подобные планы не осуществляются за тринадцать дней.