Экспорт нефти - основа роста. Впервые появились хорошие шансы на проведения настоящих реформ
Кто проезжает по Москве, тот видит его - экономический подъем. Строительный бум набирает бешеный темп. Внутри московской кольцевой дороги в небо взмывают высотные башни. Вне кольца город окружают коттеджные поселки. Повсюду реклама призывает покупать коттеджи и таун-хаусы. Москвичи круглосуточно совершают покупки в торговых центрах и "Мега Молах" - если только не стоят в своих роскошных и не очень роскошных машинах в пробках, которые с раннего утра и до вечера парализуют город.
Москва переживает бум. Быть может, столица является лишь маленьким пятном в огромной российской империи, но все же там живут десять процентов населения.
Зависимость от черного золота
В конце марта 2000 года Владимир Путин стал президентом. С тех пор вот уже три года наблюдается экономический подъем. Экономика росла ежегодно в среднем на 6,8 процента. В период с 1996 года вплоть до вступления Путина в должность рост был всего лишь 0,7. Частное потребление за последние три года увеличивалось ежегодно на 8,4 процента. В последние три года эпохи Ельцина эта цифра составляла всего 0,5 процентов. Сократилась безработица, внешняя задолженность, а фондовый рынок бьет один рекорд за другим.
Если российская сырьевая промышленность добилась рекордных прибылей, то все благодаря цене на нефть. По экспорту нефти Россия перегнала Саудовскую Аравию. И ничто - ни нападки государства на самый крупный российский нефтяной концерн ЮКОС, ни арест его главы Михаила Ходорковского - не смогло затормозить подъем российского фондового рынка.
Россияне отблагодарили своего президента за самый длительный период роста в постсоветскую эру, обеспечив ему убедительную победу на выборах. Однако эксперты по-прежнему в унисон предупреждают, что подъем российской экономики зависит лишь от цены на нефть. Всемирный банк подсчитал, что доходы от экспорта сырья составили не 9 процентов, как было заявлено официально, а 25. "Это потемкинский ВВП", - заявил главный экономист Всемирного банка Христоф Рюль.
Рост, в самом деле, лишь в незначительной степени является результатом реформ, говорит Леонид Григорьев, руководитель Института мировой экономики и международных отношений. Реформы хотя и были, например в налоговом законодательстве, в пенсионном обеспечении и финансовом секторе, однако коренной модернизации экономической системы нет.
Реформ требуют и представители российского союза предпринимателей мелкого и среднего бизнеса "Опора". Опрос, проведенный среди 2700 предпринимателей, показал, что от российского административного гибрида страдают прежде всего предприятия среднего бизнеса. Ежегодно московская фирма подвергается 23 проверкам. В год на каждого работающего приходится сумма взяток, равная 400 долларам, жалуется президент "Опоры" Сергей Борисов.
Бегство капиталов продолжается
Крупные предприятия от таких нападок уклоняются. Они переводят большую часть своего имущества за границу, вместо того вкладывать его в новые проекты. Пока злоупотребления служебным положением и коррупция не будут остановлены, вряд ли что-либо изменится в таком положении дел. Здесь Путин собирается действовать активно. Реорганизация правительства свидетельствует об этом, говорят эксперты-экономисты. Но с коррупцией и бегством капиталов боролось и прошлое правительство - без явного успеха.
Сейчас шансы на радикальную структурную реформу российской экономики хороши как никогда. Характер развитие экономики помогает правительству, говорит Леонид Григорьев. "Россия впервые находится в благоприятном положении для того, чтобы определить направление развития, что имеет принципиальное значение в ситуации, которая не является критической. На этот раз речь идет не о выживании, а о долгосрочном повышении конкурентоспособности в эпоху глобализации".