"Он здесь", - два слова, которые быстро прошептал информатор, укрываясь в тени одного из домов в Газе. Сигнал к операции, о которой мечтали многие годы, которая была разработана несколько месяцев назад, но ее выполнение затягивалось.
"Шин Бет" и военная разведка никогда не целились так высоко и так точно за эти годы интифады. Провала операции допустить нельзя. Приказ заключался в проведении "чистой" операции без чрезмерного побочного ущерба.
В воскресенье в полдень появилась идеальная возможность ликвидировать Ясина, но сотрудники израильской контрразведки предпочли повременить: шейх находился в центре толпы, опасность гибели многих людей была слишком велика.
"Он здесь", - прошептал в воскресенье ночью информатор на выходе из мечети. Два слова, ставшие сигналом к началу безукоризненной, по крайней мере с военной точки зрения, операции по ликвидации. Оставалась лишь одна проблема: тишина в этот ранний час и отсутствие движения на улицах. Но проблему тишины, которую мог нарушить внезапный шум, удалось решить: в ночном небе Газы раздался рокот F-16. Звуковое прикрытие. Появления Apache - вертолетов-киллеров - над целью никто не заметил.
В последние месяцы уже не раз проводились операции по ликвидации с использованием вертолетов, они как нельзя лучше подходят для такого района, как Газа. Для палестинцев подобные блицналеты стали трагически привычными.
В сентябре получил ранения "Доктор Хамас"; а августе был взорван автомобиль с двумя руководителями ячеек, совершавшими поездки по лагерям беженцев; несколько дней назад был ликвидирован организатор одного из самых жестоких терактов в Иерусалиме; в июне прошлого года была предпринята неудачная попытка ликвидировать такого известного лидера, как Рантиси, которого считали правой рукой Ясина.
Эта схема действует следующим образом, говорят израильские эксперты по борьбе с терроризмом: когда имеются точные данные о цели, местонахождение которой определяется благодаря сети информаторов на территориях, Apache поднимаются в небо и на некотором удалении от объекта ожидают окончательного подтверждения от шпиона.
Для слежения за передвижением цели используются беспилотные самолеты с телекамерами, передающими изображение. Цель берется на прицел, и у нее не остается никакой возможности выжить. Самыми часто применяемыми ракетами стали Hellfire американского производства, усовершенствованные в Израиле.
Осколки этих ракет были обнаружены два года назад в Тубасе, когда на небольшой вилле были ликвидированы семь руководителей теракта. По словам очевидцев, точность стрельбы была впечатляющей: от дома ничего не осталось, логово "Хамас" было ликвидировано с хирургической точностью.
Все схемы операций на этапе нанесения завершающего удара похожи. Очень часто операции отличаются друг от друга процессом подготовки. Необходимо понять противника и принять решение.
Есть вариант - впрыснуть яд в ухо жертвы, как это было в 1997 году в Аммане: два израильских агента попытались провести подобную операцию в отношении Халеда Машаля, и правительство было вынуждено освободить именно Ясина под давлением короля Иордании, чтобы избежать дипломатического кризиса.
Другой вариант - выстрелить в упор с мопеда, как поступили с Фатхи Шакаки, членом "Джихада", находившимся на Мальте. Еще один - выстрел снайпера (неудавшееся покушение на Марвана Баргути в Рамаллахе). Покушение на "инженера" Аввази в том же Рамаллахе напоминает об использовании мобильного телефона со взрывчаткой.
Порой разрабатываются зловещие сценарии: того, кто послал на теракт "маму-камикадзе", уничтожили при помощи модели Золотой мечети Иерусалима, начиненной пластитом. Другой исламист получил от "друзей "Хамас" радиоуправляемую модель самолета, этакую игрушку-ловушку, взорвавшую его и его дом.
"Шин Бет" и военная разведка готовили покушение на Ясина несколько месяцев. Глава контрразведки был против этой операции, как утверждает израильское телевидение, но приказы не обсуждаются, и покушение было тщательно спланировано.
В августе Шарон сказал, что настало время привести в действие "систему Голды Меир": начать охоту на руководителей, членов и подручных "Хамас" по модели загадочного "Комитета Х", который после Олимпиады в Мюнхене 1972 года, где были убиты 17 израильских спортсменов, по приказу железной леди-премьера, выследил и уничтожил (в течение 19 лет) всех участников этого преступления.
На протяжении месяцев за шейхом ходили по пятам, чтобы узнать его слабые места, убежища, пути и методы отхода. Информаторам были выданы даже приборы лазерного наведения для указания места, где обычно бывал шейх. Наконец, досье было представлено министру обороны, Шарону, кабинету безопасности. План обсуждался, корректировался и был принят.
Как только был дан "зеленый свет", началась операция "Шейх". И для Ясина пробил последний час.