"Бессрочное прекращение огня", объявленное в среду организацией ЭТА, пробудило огромные надежды на мир в Испании после 37 лет взрывов, совершавшихся баскскими террористами, на их счету 817 убитых, добрую половину из которых составляют полицейские и военные. Конечно, остается немало ворчунов: это и консервативная оппозиция в лице Народной партии (НП), и католические иерархи. Для них это объявление "мало что значит". Верно и то, что многие предпочли бы, чтобы объявленное перемирие было не "бессрочным", а "окончательным".
Но в целом для большей части политического класса и СМИ речь идет о "большом событии", хотя "второй человек" в правительстве, Тереза де ла Вега, подчеркивает: "Мы должны быть вдвойне осторожными".
В свое время Фелипе Гонсалес (в 1989 году), Хосе Мария Аснар (в 1999 году) и другие главы правительства вели переговоры с ЭТА, но они неизбежно заканчивались громким провалом. Социалист Хосе Луис Сапатеро, который с прошлого года ведет диалог с сепаратистами, впервые добился от них обязательства объявить о "бессрочном" отказе от вооруженной борьбы. В своем коммюнике, переданном в среду утром радиостанцией Radio Euskadi, вооруженная группировка призвала "все субъекты (в том числе Мадрид и Париж) действовать ответственно и должным образом ответить на шаг, сделанный ЭТА". Вскоре все национальные телеканалы (изменившие по такому случаю сетку вещания) передали видеозапись: человек в маске, по обе стороны от которого сидели еще два террориста, зачитал заявление, призвавшее "баскских граждан участвовать в мирном процессе".
За исключением консервативной оппозиции в лице НП, политический класс положительно откликнулся на объявление о прекращении военных действий. В среду во второй половине дня, выступая перед испанскими депутатами, премьер-министр Хосе Луис Сапатеро сказал: "До сих пор нас объединял страх перед террором. Сейчас я надеюсь, что нас объединяет надежда".
Тем не менее глава правительства, который с января уже трижды объявлял о "начале конца терроризма", отметил, что мирный процесс в Стране Басков - это процесс "долгий и трудный".
Скептицизм Народной партии. Хосе Луис Сапатеро добавил, что, предпринимая мирные усилия, "правительство хотело бы рассчитывать на все политические силы". Тем самым он прозрачно намекнул на почти полное равнодушие, с которым отнеслась к объявлению о "бессрочном прекращении огня" Народная партия. По мнению ее лидера Мариано Рахоя, "речь идет о паузе, а не об отказе ЭТА от преступной деятельности... Организация ни в чем не раскаивается и не просит прощения у жертв терроризма".
Ряд высокопоставленных судей присоединились к лагерю скептиков. Председатель Национального уголовного суда Гомес Бермудес считает, что "настоящей хорошей новостью было бы, если бы ЭТА на деле прекратила нарушать закон. Правосудие не может остановить свою деятельность".
Совпадение это или нет, но объявленное вооруженной организацией прекращение огня вступает в силу с пятницы. В этот день перед членами Национального суда в Мадриде предстанет сепаратистский лидер Арнальдо Отеги, предводитель партии "Батасуна" - политического филиала баскских сепаратистов, объявленного в 2003 году вне закона, но на практике пользующегося терпимым отношением властей. Отеги, которого судят еще по двум статьям ("оскорбление короля" и "оправдание терроризма"), обвиняется в подстрекательстве к манифестациям 9 марта в Стране Басков, сопровождавшимся многочисленными "актами насилия" (демонстранты громили банкоматы, поджигали автобусы и мусорные баки).
Не все представители юстиции восприняли новость с пессимизмом. Поддержанный некоторыми членами Национального суда, генеральный прокурор Конде-Пумпидо дал понять, что "бессрочное прекращение огня" открывает путь к "повторной легализации" партия "Батасуна".
Возвращение "Батасуны" в политику? В самом деле, если отказ ЭТА от вооруженной борьбы станет реальностью, уже сейчас ясно, что радикальная сепаратистская организация вновь станет полноправным игроком на политической сцене и сможет принять участие в муниципальных выборах весной 2007 года. Теперь остается только посмотреть, подтвердит ли ЭТА "окончательный" характер объявленного отказа от вооруженной борьбы. Если да, то это будет оптимальным политическим сценарием для Хосе Луиса Сапатеро, который, придя к власти в марте 2004 года, обещал добиться прекращения баскского терроризма, остающегося, по его словам, "кошмаром нашей страны с 80-х годов".