Когда-то гордый институт пытается найти свое место в новом мировом устройстве
Здания на улице Жолио-Кюри, главной улице помешенной на науке Дубны, являются символом когда-то элитного института, пытающегося вновь найти себя.
К юбилею Объединенного института ядерных исследований, созданного 50 лет назад как коммунистическая ядерная ось, фасады покрасили.
Но если свернуть за угол, боковые стены представляют собой сеть трещин в краске и штукатурке.
В Лаборатории ядерных реакций им. Флерова видны другие признаки борьбы между славным прошлым и туманным будущим. Из плохо освещенных коридоров, которым придают зловещий вид свисающие кабели и потолочная плитка, попадаешь в маленькие комнаты, где ученые работают на новеньких компьютерах Hewlett Packard и Dell - тонкой, хотя и высокоскоростной, связи Дубны с внешним миром.
После советского краха
Спустя почти 15 лет после распада СССР, звезда Дубны, как принято называть институт, потускнела. Бюджет срезали, исследования сократили. Здания, где когда-то работали ярчайшие научные умы за железным занавесом, нуждаются не только в покраске.
Для государств, которые объединяла Дубна - бывших советских республик и сателлитов вроде Польши и Болгарии - ядерные исследования уже не являются национальным приоритетом.
"На протяжении последних 15 лет у нас были проблемы, связанные с экономическими трудностями в наших странах", - заявил директор Дубны Алексей Сиссакян.
Бюджет Дубны на 2006 год составляет 37,5 млн долларов, за счет которых надо обеспечить все, от научных проектов до жилья и субсидий более 5 тыс. сотрудников. 60% бюджета идет из России, а вклад других стран зависит от их размеров и благосостояния.
"Для такого института это не много", - признал Сиссакян: бюджет CERN, европейского аналога Дубны, примерно в 20 раз больше.
"И все же мы выжили", - сказал он.
Богатая история
С ее именем связаны десятки открытий, в том числе теория сверхтекучести и сверхпроводимости, и в Дубне сохраняются отзвуки ее прошлого. Черно-белые фотографии с мероприятий, проведенные в первые годы существования института, висят в коридорах. Недавно модернизированная столовая называется "Кафе 105" в честь открытого в Дубне элемента периодической системы (он называется дубний).
Но в темных коридорах института то и дело звучит новое словосочетание: "особая экономическая зона". Российское правительство недавно сделало Дубну одним из четырех финансируемых государством технопарков, создание которых должно завершиться к 2010 году. Этот шаг может либо возродить, либо доконать Дубну и тысячи ее ученых и исследователей.
Хотя российская власть не прославилась экономическими инициативами в сфере технологий, ученые надеются, что в этот раз правительство предоставит налоговые льготы и инвестиционные возможности.
В стране существует образовательная основа для эффективности этого предприятия. Русские вузы ежегодно выпускают около 200 тыс. специалистов научно-технического направления, столько же, сколько в Индии, стране с населением в пять раз большим, которую Путин посетил за месяц до того, как выступил с идеей технопарков.
"Это второе рождение", - сказал директор Лаборатории Флерова Михаил Иткис.
"Инновационный пояс"
В настоящее время в Дубне ведется около 50 проектов, имеющих применение в повседневной жизни, включая ядерные фильтры, которые можно использовать для поддержания стерильности в больничных помещениях. Ученые считают, что радиационный мониторинг, нанотехнологии, информационные технологии и телекоммуникации могут привлечь как иностранные инвестиции, так и молодые умы в ряды сотрудников Дубны.
"Мы надеемся, что этот закон позволит нам создать инновационный пояс вокруг наших лабораторий", - сказал Сиссакян.
До тех пор Дубне придется рассчитывать на государственные субсидии, которые позволят держаться на плаву, что непросто, так как многие зарубежные партнеры Дубны переживают экономически трудное время.
Например, в прошлом году Северная Корея не сумела полностью оплатить счет за студентов, изучавших, по словам Сиссакяна, "фундаментальную" физику в Дубне.
"У них финансовые проблемы", - туманно пояснил Сиссакян.