В этом футбольном матче играют роботы, но в том-то и смысл. RoboCup - экзамен для искусственного интеллекта
Во время прошлогоднего чемпионата страны футбольную команду Университета Пенсильвании постигла беда. В финальном матче против Университета Карнеги Мелона счет был 1:1, когда произошла катастрофа. Форвард Пенсильвании по ошибке ударил в сторону своих ворот. Тренер Дэвид Коэн в ужасе наблюдал, как оранжевый мяч катится через линию ворот, это был второй и решающий гол Карнеги Мелона.
Виновник - электронный песик, один из четырех игроков команды Пенсильвании, участвующей в RoboCup, футбольном турнире роботов, который становится культовым событием в университетах.
Поражение "разбило мне сердце", говорит Коэн, 22-летний студент инженерного факультета. "Но к печали примешивалась радость".
Объединяющий искусственный интеллект, робототехнику и футбол, RoboCup является малоизвестным мероприятием, о котором знают только компьютерщики ведущих университетов мира. В отличие от суперкомпьютеров, регулярно побеждающих шахматных гроссмейстеров, футбольные роботы довольно примитивны. Игроки, преимущественно собаки на батарейках, которые называются Aibos, имеют склонность выходить за пределы поля без видимых причин. Поскольку жизнь батарейки коротка, порой они во время матча валятся на поле, как будто захотели поспать.
В других командах RoboCup играют человекоподобные роботы, стоящие на ногах. Они едва движутся и часто падают после удара по мячу. Есть роботы меньшего размера, которые передвигаются на колесиках. Они больше похожи на тостеры, чем на спортсменов мирового класса.
Тем не менее RoboCup (сокращенное название чемпионата мира по футболу среди роботов) ставит перед собой умопомрачительную цель: к 2050 году создать команду гуманоидов, способную выиграть у победителя настоящего чемпионата мира. Эти амбиции являются "прекрасной аллегорией", объясняющей, что такое робототехника, говорит создатель скутера Segway Дин Кеймен. "Речь идет о создании устройства, функционально эквивалентного человеку и неотличимого от него".
В июне более 100 команд приедут в Бремен, Германия, на 10-й чемпионат мира. Состязания будут проходить одновременно с настоящим ЧМ по футболу, который будет проходить тоже в Германии.
Идея использовать футбол для экспериментов с роботами была предложена в 1993 году в статье Алана Макуорта, профессора вычислительной математики из Университета Британской Колумбии в Ванкувере. Макуорт считал, что футбол интереснее шахмат, так как роботам придется видеть друг друга и взаимодействовать между собой. Он предпочел футбол другим видам спорта, поскольку эта игра не предполагает сложных физических движений.
Концепция получила поддержку в США год спустя, когда Питер Стоун, в то время аспирант-компьютерщик, увидел играющие в футбол игрушечные машинки, которые Макуорт продемонстрировал на конференции по искусственному интеллекту.
"Я был в восторге", - вспоминает Стоун, который сегодня возглавляет программу RoboCup в Университете Техаса. Стоун, играющий в полупрофессиональный футбол в США, решил сделать футбол роботов темой своей диссертации. Примерно в это же время японские ученые выступили с первой инициативой роботизированного футбола, назвав ее RoboCup.
С тех пор в RoboCup участвуют команды из таких разных стран, как Германия и Иран. Существует восемь категорий роботов, в том числе "малогабаритные" и "четвероногие". Турнир способствовал прогрессу исследований искусственного интеллекта. Схожие состязания проводятся для роботов-спасателей - их аварийные службы испытывают для использования в чрезвычайных ситуациях, например, во время землетрясения.
Пресс-секретарь Американской федерации футбола Джим Мурхауз говорит, что "все это сильно смахивает на "Терминатора"". Алекси Лалас, игравший за США на чемпионате мира 1994 года, говорит, что организаторы RoboCup недооценивают сложность реальной игры. Он напоминает о знаменитых футболистах, игроках сборной Англии Алане Шерере и Гари Лайнкере, у которых, по его словам, было чутье на гол, причем врожденное, а не приобретенное.
"В футболе есть тактика, но есть и творчество", которое трудно описать с помощью компьютерных кодов, отмечает Лалас, ныне президент нью-йоркской футбольной команды Red Bulls.
Сегодняшние роботы - это огромный шаг вперед по сравнению с предыдущими моделями. Участники RoboCup первого поколения были похожи на автомобили с дистанционным управлением. На турнире 1997 года в Японии от одного из роботов во время матча повалил черный дым, вспоминают участники. Первые модели, которые иногда воспламенялись, "напоминали маленькие мины с часовым механизмом", говорит Стоун.
Все изменилось с появлением в 1999 году собачки Aibo производства Sony Corp. Японская команда использовала Aibo на стадии испытаний, и другие быстро поняли преимущества роботов как игроков.
"Представьте себе лэптоп с ногами и камерой, это и будет Aibo", - говорит Мануэла Велозо, профессор вычислительной математики в Университете Карнеги Мелона. Команда этого университета доминирует в RoboCup в США, но Техас, Пенсильвания и Технологический институт Джорджии быстро движутся вперед.
Оснащенный видеокамерами, инфракрасными датчиками и беспроводными картами Ethernet, Aibo обрабатывает 30 изображений в секунду, создавая виртуальную топографию окружающей местности. Игровое поле размером примерно 12 на 18 футов окружено маяками со световыми кодами, которые помогают роботам ориентироваться.
Чип, установленный в Aibos, говорит игрокам, что делать. Например, сложный ряд алгоритмов вычисляет, в каком направлении игроку двигаться и куда послать мяч, основываясь на его положении на поле и положении товарищей по команде. Ворота также кодированы цветом, и роботы знают, куда бить, хотя Aibo иногда теряется.
В своей лаборатории RoboSoccer Lab в Остине 34-летний Стоун готовится к четвертому чемпионату США, который пройдет в конце апреля в Атланте. Профессор модернизирует программное обеспечение своей команды Austin Villa, названной в честь клуба английской премьер-лиги Aston Villa. Например, он совершенствует зрение роботов с тем, чтобы они различали освещение и покрытие, разное на разных турнирах. Пока прогресс не назовешь стабильным.
Во время недавней демонстрации один из роботов завертелся на месте, как собака, которая ловит собственный хвост. "Мы ведем гонку со временем", - сказал Стоун, когда Aibo вразвалочку пошел к оранжевому мячу на зеленом поле.
Команды Aibo впереди ждет более серьезная проблема. В январе Sony остановила производственную линию. Роботы, которые стоят около 2 тыс. долларов, не принесли доходов. А это значит, что не будет новых Aibo и новых команд из "собачек".