Анкара утверждает, что курдские мятежники готовят атаки. Операции могут разрушить американскую мирную стратегию
США изо всех сил стараются предотвратить "катастрофическое" военное вторжение Турции в контролируемый курдами Северный Ирак, которое грозит пустить под откос укрепление безопасности в Багдаде и открыть третий фронт в войне за спасение Ирака от дезинтеграции.
Высокопоставленные представители администрации Буша в последние дни заверяют Турцию, что американские войска увеличат усилия, направленные на искоренение боевиков Курдской рабочей партии (КРП), нашедших приют в горах Кандил на границе Ирака, Ирана и Турции.
Но министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль, депутаты парламента, военачальники и дипломаты говорят, что до 3,8 тыс. боевиков КРП готовятся к атакам на юго-восточную Турцию, а Турция готова нанести ответный удар, если американцы не сумеют принять меры. "Мы сделаем то, что должны сделать, мы сделаем то, что необходимо. Ничто не исключено, - заявил Гюль. - Я много раз говорил американцам: представьте себе, что в Мексике есть террористическая организация, атакующая Америку. Что вы предпримете? Мы надеемся. Мы ожидаем многого. Но мы не можем ждать вечно".
Турецкие источники сообщили, что турецкий спецназ уже ведет операцию преследования по горячим следам в Хафтанине и Канимасе, Северный Ирак. Лидер КРП Мурат Карайилан заявил на этой неделе, что в перспективе маячит "безумная война", если Анкара не отступит.
Война между силами безопасности и курскими боевиками, добивающимися автономии или независимости районов, где преобладают курды, на юго-востоке Турции унесла 37 тыс. жизней с 1984 года. Последняя крупная турецкая операция прошла 10 лет назад, когда 40 тыс. солдат вошли вглубь территории Ирака. Но вторжение в ближайшие недели было бы первым после того, как США взяли Ирак под контроль в 2003 году, и создало бы угрозу прямой конфронтацией турецких войск с силами иракских курдов и их американскими союзниками.
Несколько других факторов усиливают напряженность между партнерами по НАТО.
Твердая уверенность Турции, что США ведут двойную игру в Северном Ираке. Чиновники утверждают, что ЦРУ тайно финансирует и вооружает организацию, родственную КРП, "Партию свободной жизни Курдистана", зарегистрированную в Иране, чтобы дестабилизировать иранское правительство.
Согласие США на планы по проведению референдума в богатом нефтью Киркуке, провинции в Северном Ираке. Турция подозревает, что иракские курды стремятся взять по контроль Киркук в качестве прелюдии к созданию независимого Курдистана.
Планы конгресса США поставить на голосование резолюцию, обвиняющую Турцию в геноциде армян в 1915 году. Бывший посол в Вашингтоне Фарук Логоглу заявил, что, если резолюция будет принята, "на восстановление отношений понадобятся поколения".
Рекордный уровень турецкого антиамериканизма, восходящий к 2003 году, когда Турция отказалась пропустить американские боевые части через иракскую границу.
США уже воюют с суннитскими мятежниками и шиитскими боевиками. Аналитики отмечают, что всплеск насилия в Северном Ираке, ранее самом стабильном регионе, может сорвать все планы США. Но давление на премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана тоже усиливается в связи с предстоящими выборами. Военного вторжения едва удалось избежать прошлым летом, когда он заявил, что "терпение подошло к концу", имея в виду увиливание США от прямого ответа. Теперь консерваторы и националисты вновь обвиняют его в том, что он не противостоит Вашингтону.
"Если они будут убивать наших солдат и если общественное давление на правительство усилится, конечно, нам придется вмешаться, - заявил Али Реза Алабойюн, депутат парламента от партии Эрдогана "Справедливость и развитие". - Это законное право любой страны защищать свой народ и свои границы".
Поддержка, которую США оказывают иранским курдам, оппозиционным режиму Тегерана, усиливает тревогу. "США пытаются подорвать иранский режим, используя курдов, так же, как они используют "Народных моджахедов" (противников Тегерана), - заявил Логоглу. - Когда начинают проводить различие между "хорошими" и "плохими" террористическими организациями, войну с терроризмом можно считать проигранной". Однако он предупредил, что военное вторжение может оказаться неэффективным и "катастрофическим" с точки зрения дестабилизации региона. Недавняя оценка совета национальной безопасности дает основания полагать, что высокопоставленные турецкие командиры тоже осторожно относятся к перспективам успеха.
Заместитель госсекретаря США Дэниел Фрид на прошлой неделе заявил, что США принимают меры, чтобы развеять опасения Турции. "Мы стремимся уничтожить угрозу терроризма КРП в Северном Ираке", - сказал он.
Генерал Джозеф Рэлстон, спецпосланник США, занимающийся проблемой КРП, был не так оптимистичен, признав, что "вероятность турецкой кроссграничной операции" растет. "Мы достигли критической точки, когда давление продолжающихся атак КРП привело к гигантскому общественному давлению на правительство Турции с требованиями военной операции. Когда на горных перевалах растает снег, мы увидим, возобновит ли КРП атаки и как отреагирует турецкое правительство. Я надеюсь, что Турция останется на нашей стороне".
Но журналист газеты Milliyet Кадри Гурсель сказал: "Американский подход действительно достал правительство и армию. США как будто не понимают, насколько им это надоело, как они от этого устали".