На будущей неделе министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штаймайер и другие дипломаты из Европейского союза поедут в Казахстан, чтобы встретиться с коллегами из республик Центральной Азии.
Центральная Азия, где правят более или менее авторитарные лидеры, часто демонстрирующие отсутствие уважения к западным концепциям прав человека и законности, появилась в поле зрения Евросоюза и Германии лишь после терактов 11 сентября 2001 года в Америке.
Попросив военную базу для тыловой поддержки своих войск, дислоцированных в Северном Афганистане, Германия начла улучшать отношения с Узбекистаном, где президент Ислам Каримов руководит репрессивным режимом. В мае 2005 года его силы безопасности открыли огонь по мирной акции, протестовавшей против содержания в тюрьме людей, обвиненных в исламском экстремизме. Как минимум 180 человек были убиты.
Несмотря на плачевную ситуацию с правами человека, республики Центральной Азии к востоку от Каспийского моря - Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан и Киргизия - становятся все значимее для Европы по другой причине. У них есть газ, который нужен ЕС, чтобы уменьшить зависимость от России. Но, чтобы добраться до энергетических ресурсов Центральной Азии, ЕС должен продемонстрировать необычайное единство, отражая попытки российского государственного энергетического гиганта "Газпром" подорвать европейские амбиции в регионе.
"Центральная Азия - это новая арена энергетической политики, - заявил подполковник Марсель де Хаас, эксперт министерства обороны Голландии по российской безопасности, в настоящее время работающий в Институте международных отношений Нидерландов. - Европе нужно больше газа. Ей нужна диверсификация, чтобы уменьшить зависимость от России. Игра в Центральной Азии ясна. Вопрос в том, есть ли у ЕС политическая воля, чтобы добиться успеха в этом регионе".
Проверкой этой политической воли будет самый крупный и амбициозный проект ЕС - трубопровод Nabucco.
Задуманный в 2002 году как первая попытка блока выработать единую политику энергетической безопасности, газопровод протяженностью 3,3 тыс. километров должен начаться у границ Турции с Грузией и Ираном. Затем он пройдет по территориям Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и закончится в Австрии. Газ в трубопровод будет подаваться из Ирана и Ирака, в зависимости от политической ситуации, и с новых газовых резервов Каспия из Азербайджана, а впоследствии из Казахстана.
Пока за строительство трубопровода берутся пять компаний: турецкая Botas, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, венгерская Mol и австрийская OMV. Томас Хоймер из OMV сказал, что проект будет стоить 4,6-5 млрд евро и трубопровод может вступить в строй в 2012 году, если технико-экономический доклад консорциума будет скоро закончен. Пресс-секретарь Botas Эмре Энгур заявил, что к 2025 году, когда трубопровод будет работать на полную мощность, до 15% европейского газа будет поступать из Центральной Азии - значительная доля в сравнении с 25%, поступающими в настоящее время из России.
Как и со многими крупным проектами ЕС, о финансировании надо еще договориться, и инвесторы выстроились в очередь. Консорциум хочет, чтобы львиную долю взял на себя Европейский инвестиционный банк. Пресс-секретарь банка Душан Ондрейчка заявил, что банк ждет окончания доклада. "Если нас попросят и проект окажется жизнеспособным, мы будем его финансировать. Один из приоритетов банка - вкладывать в такие проекты, как Nabucco, потому что речь идет о диверсификации энергетических поставок", - заявил он.
Вопрос о финансировании представляется мелким по сравнению с энергетической политикой. Когда энергетический комиссар ЕС Андрис Пибалгс в прошлом июне объявил о создании консорциума, "Газпром" был к этому готов. Он начал вмешиваться, заключая сделки с главными энергетическими игроками.
Казахстан согласился продать "Газпрому" все свои экспортные и транзитные мощности на ближайшие пять лет. По 25-летнему соглашению с Туркменией, Россия будет получать экспортные излишки ее газа. Если добыча увеличится, "Газпром" купит и эти дополнительные количества. "Газпром" забронировал значительную часть трубопроводной транзитной сети Узбекистана до 2010 года, не давая аутсайдерам транспортировать по ней газ. В докладе варшавского Центра восточных исследований сделан вывод, что долгосрочной целью "Газпрома" является контроль над газовыми резервами, транспортными трассами и газовым экспортом из Центральной Азии в Европу.
Де Хаас заявил, что "Газпром" готовится подорвать проект Nabucco. "Это такая открытая политика. Политика "Газпрома" - прежде всего нажим, потому что "Газпром" - это президент Владимир Путин", - сказал он.
Россия тоже играет в игры с консорциумом.
Россия и Венгрия, входящая в ЕС, договорились продлить трубопровод "Газпрома" "Голубой поток", который проложен по дну Черного моря из России в Турцию. Продолжение пойдет почти тем же маршрутом, что и Nabucco, но кончится в Венгрии, где "Газпром" строит огромные подземные хранилища.
На вопрос в интервью, почему он готов поддержать российский проект, хотя Венгрия участвует в консорциуме Nabucco, премьер-министр Ференц Дюрчань ответил: "Nabucco - это мечта. Мы не можем отапливать свои квартиры мечтами".
Турция, также входящая в консорциум Nabucco и ведущая переговоры о вступлении в ЕС, тоже применят грубые политические методы. Она хочет контролировать транзитные цены за отправку газа Nabucco в Европу и готова даже рассмотреть транспортировку по трубопроводу российского газа.
Во внутреннем заявлении Европейская комиссия, исполнительный орган ЕС, дала удручающую оценку таких действий Турции для судьбы Nabucco. Они подорвут усилия ЕС, направленные на диверсификацию энергетического импорта, и не позволят Nabucco действовать как единый проект, идущий от границы Турции с Ираном в Австрию. Хоймер из OMV признал, что тарифы и транзитные цены еще предстоит обсуждать. "Это не простой проект", - сказал он. Затем он добавил: "Мы открыты для транспортировки российского газа по Nabucco".
Во время брифинга на прошлой неделе "Газпром" отметил, что трубопровод Nabucco пока является только проектом. Де Хаас заявил, что самая большая проблема Nabucco - это отсутствие решительности у ЕС.
"Вероятность того, что "Газпром" переиграет ЕС, очень велика. В Брюсселе это, похоже, не понимают", - сказал он. Если ЕС не перестанет терять время, инвесторы останутся в стороне, Nabucco будет трубопроводом мечты, а Россия не даст Европе внедриться в Центральную Азию.