Российские крупные сельскохозяйственные компании ищут инвесторов на Западе, чтобы профинансировать амбициозные планы роста, пишет The Wall Street Journal. Например, "Русагро" надеется привлечь 300 млн долларов за счет IPO в Лондоне, отмечает журналист Эндрю Пипл.
Верить в рост российского сельского хозяйства можно, но высокая задолженность, капризы погоды и тот факт, что команды менеджеров пока не были проверены в деле, порождают большие сомнения, пишет автор статьи.
Земель в России хватает, но отсутствие инвестиций за период с начала 1990-х было пагубным: примерно треть пахотных земель не возделывается, урожайность пшеницы (1,85 тонн с гектара в 2010 году) намного ниже, чем в ЕС (5,25 тонн с гектара). Правда, это создает возможности для роста. Так, "Русагро" хочет вложить деньги в модернизацию ферм и приобретение новых земель вдобавок к своим 380 тыс. гектаров - по площади это почти равняется всем сельскохозяйственным землям Швейцарии, сообщает корреспондент.
"Инвесторы могут сделать ставку на то, что подобные компании могут стремиться к амбициозному росту, параллельно повышая доходы", - пишет автор. Маржа прибыли "Русагро" после уплаты налогов в 2010 году выросла - с 9,7% в 2009 году до 16,7%.
"Но рисков предостаточно", - признает автор. Возможно, менеджмент компаний не сумеет правильно действовать в условиях быстрого роста. Российское сельское хозяйство сильно зависит от государственных субсидий на банковские кредиты, а также уязвимо перед капризами погоды, поясняет журналист. В этих условиях инвесторы предпочитают акции, например, агрохолдинга Astarta, который работает на Украине - на более плодородных землях с умеренным климатом.
"Несмотря на благоприятные веяния, для инвестиций в российские сельскохозяйственные компании все еще требуется мыслить смело", - заключает автор.