Антивоенный блок ООН одобрил возглавляемую Америкой оккупацию. Мы расскажем вам, почему.
Одобрение СБ ООН американо-британской оккупации Ирака - это просто признание очевидных фактов. В прошлом месяце странам-участницам СБ, которые громче всех осуждали войну - России, Германии, Китаю и Франции, - стало предельно ясно, что историю невозможно повернуть вспять одним только правом вето в Совете Безопасности. И попытка еще раз заблокировать усилия США только ухудшит и без того накалившиеся добела трансатлантические отношения, окончательно подорвет положение ООН в управляемом Америкой мире и углубит гуманитарный кризис, в котором оказался иракский народ.
Поэтому они в течение нескольких недель вели переговоры, пытаясь урвать столько, сколько смогут: добиваясь признания своих коммерческих интересов в Ираке и требуя пусть даже и декоративной, но значительной роли ООН в восстановлении страны. Затем они проголосовали ? 14 голосов "за", 0 ? "против" - за принятие выдвинутой США резолюции, снимающей санкции с Ирака, освобождающей иракскую нефть из оков программы "Нефть в обмен на продовольствие" для продажи на мировых рынках и утверждающей Соединенные Штаты и Великобританию на роль правительства, обладающего реальной властью, до того момента, пока не будет сформировано функционирующее представительское правительство. А этот процесс может затянуться на месяцы и годы.
Резолюция обеспечивает США и Великобритании законное основание для того, чтобы встать во главе Ирака, продавать иракскую нефть и на доходы от продаж финансировать реконструкцию. Страны, находившиеся в оппозиции войне, надеялись добиться первенства ООН в процессе реконструкции, равно как и в политическом процессе создания иракского правительства. Однако прошедшее в четверг голосование стало признанием лишь одной десятой этих притязаний: будет назначен спецпредставитель ООН с неоговоренной ролью в создании нового правительства, назначенцы ООН получат совещательный голос в нескольких сферах жизнедеятельности страны, и, возможно, в страну вернутся инспекторы ООН.
Но во всех аспектах восстановления Ирака для ООН уготована роль помощника оккупационных держав. И "ратификация" международным органом оккупации Ирака одним государством, да еще и после вторжения, которое осуждало большинство стран-участниц СБ ООН, - это яркий признак того, до какой степени ООН подчинена Pax Americana, миру американской империи.
Да, это были условия, установленные Соединенными Штатами, и у антивоенного европейского лагеря не было другой более или менее прагматичной альтернативы, кроме как принять их. (Сирия, 15-й член СБ ООН, просто отозвала своего посла и отказалась от участия в голосовании, которое поддержало западную оккупацию арабской земли.)
Однако, приняв эти условия, по крайней мере некоторые европейцы думают: "Что посеешь, то и пожнешь". Они считают, что обреченные на неудачу усилия Вашингтона в переходный послевоенный период и растущая опасность полного хаоса в итоге могут стать хорошим, пускай и дорогим уроком для оккупационных держав, которые возложили ответственность за судьбу Ирака на себя и только на себя.
Спустя шесть недель после взятия американскими силами Багдада ситуация в столице остается чрезвычайно нестабильной: электричество подается урывками; нет ни одной рабочей наземной или мобильной телефонной системы; политизированные и криминальные группировки контролируют большую часть города. За первые три недели оккупации были убиты 240 иракцев, продолжается мародерство, угон автотранспорта, стрельба по американским силам, убийства из мести чиновников партии Баас. Американские военнослужащие, не подготовленные к такой миссии, вынуждены работать полицейскими. Политический климат накаляется все больше и больше - иракцы различных, а порой и враждебных друг другу политических течений требуют, чтобы оккупанты передали власть иракским силам.
Первый американский администратор послевоенного Ирака, генерал в отставке Джей Гарнер, надеялся создать иракское временное правительство, опираясь на иракцев, живших в ссылке, уже к началу этой недели. Однако от этого плана пришлось отказаться, поскольку Гарнера заменили бывшим послом Полом Бремером. Причина: Вашингтон получил ряд предупреждений от американских чиновников, находящихся в регионе, что ситуация угрожает выйти из-под контроля Гарнера.
Как заявили Бремер и британцы в его команде, процесс создания иракского временного правительства откладывается до середины июля. В то же время они дали понять, что в длительном процессе построения заслуживающих доверие институтов иракского самоуправления это правительство ? так же, как и ООН, - будет играть совещательную роль при оккупационной власти. Такой подход, само собой разумеется, снимает риск поспешной и опрометчивой передачи власти в руки иракской оппозиции, находившейся при Хусейне в ссылке, в условиях значительной враждебности населения, особенно шиитского духовенства. Но в то же время он заносит оппозицию в изгнании, с которой Вашингтон так активно сотрудничал, в растущий список ненавистников оккупационного режима.
Бремер делает упор на восстановление безопасности и основных услуг населению - он намерен, так сказать, отвоевать то, что было потеряно во время первого месяца, когда выяснилось, что американский постсаддамовский сценарий ужасающе неадекватен. Высвобождение некоторого количества доходов от иракской нефти, одобренное ООН, естественно, поможет новому американскому администратору профинансировать неотложные восстановительные проекты и выплатить зарплату некоторым из миллионов иракцев, которые до этого работали в общественном секторе.
Бремер надеется, что стабилизировать ситуацию поможет и усиление патрулирования иракских территорий силами коалиции - особенно дополнительные 2 тыс. военнослужащих и крупный контингент британских солдат, которые имеют больший опыт в миротворческих делах. Он также намерен реализовать программу разоружения иракского населения, хотя в условиях, когда наблюдается увеличение количества вооруженных группировок, раздираемых политическими противоречиями и когда многие иракцы в отсутствие надлежащей охраны предпочитают полагаться на свое собственное оружие, защищая себя и свою собственность, эта задача может оказаться чрезвычайно сложной.
Новая резолюция ООН несомненно предоставляет США и их союзникам больше ресурсов, особенно финансовых, для преодоления переходного периода. И она одобряет прямой политической контроль Вашингтона и его союзников над Ираком только потому, что у "отрицателей" из Совета Безопасности нет способов хоть как-то изменить это. В то же время документ открывает дверь для ООН, роль которой со временем может стать более существенной. Некоторые европейцы готовы поспорить, что по мере того, как процесс восстановления Ирака будет становиться все более сложным и все более дорогим для Вашингтона и его союзников, США с большей готовностью расширят полномочия ООН в Ираке, только бы снять с себя хотя бы часть бремени.