Биржи в развивающихся странах вчера рухнули, расширив полосу потерь - одну из крупнейших почти за десятилетие, поскольку волнения из-за общей ситуации в мировой экономике в сочетании с ростом учетных ставок заставили инвесторов бежать с рискованных рынков всего мира.
Уход с таких рынков, как Турция, Индия, Россия и Бразилия, имеет множество последствий для американских инвесторов. Акции развивающихся рынков были среди лучших в мире в последние три года, по индексу Morgan Stanley (MSCI), главному критерию, они выросли почти на 200%. За это время американские инвесторы во главе с хеджевыми фондами и агрессивными взаимными фондами вкладывали деньги даже в самые рискованные страны с рекордной скоростью в поисках более высоких прибылей, чем дома.
Вчера, когда те же самые инвесторы начали сбрасывать акции, некоторые из лучших новых рынков стали главными проигравшими. Российский индекс РТС упал на 9%, а турецкий рынок на 8%. К середине дня в Индии акции упали на 10%, спровоцировав прекращение торгов в стране, хотя к концу дня они поднялись и закрылись с падением на 4,2%. Некоторые аналитики полагают, что контролируемые государством инвестиционные фонды начали покупать, чтобы поддержать рынок.
В целом индекс MSCI для развивающихся рынков вчера упал на 4,6%. Это самое большое дневное падение за два года уменьшило рыночную капитализацию на 86 млрд долларов. Индекс упал на 15% по сравнению с наивысшим значением, достигнутым всего две недели назад, а такие валюты, как турецкая лира и бразильский реал, потеряли в цене более чем 9% по отношению к доллару.
Что стоит за продажей? Ожидания, что центральные банки мира, от США до Европы, а затем и Японии, готовятся поднимать ставки агрессивнее, чем думали раньше. Появившиеся на прошлой неделе сообщения, что американский индекс потребительских цен растет быстрее, чем ожидалось, породил предположения, что учетные ставки будут расти, чтобы сдержать инфляцию. Даже недавнего падения потребительских цен было недостаточно, чтобы развеять инфляционные страхи, а, поскольку многие развивающиеся страны являются товарными производителями, спад отразился на их экономической ситуации.
Продажи хеджевыми фондами и другими спекулятивными инвесторами усугубляют потери новых рынков. Эти инвесторы, ориентированные на получение краткосрочной прибыли, часто продают свои лучшие акции, чтобы обеспечить прибыль и покрыть убытки на других направлениях. Поэтому продажа в Индии может оказаться болезненной для России и Бразилии, несмотря на различия в экономических ситуациях и стоимости акций.
При нынешнем глобальном экономическом сценарии "этим рынкам предстоит пережить пару бурных месяцев", сказал Карлос Асилис - портфельный менеджер фонда Vega Plus Capital Partners, в управлении которого находится 2 млрд долларов.
Эффект ряби ощутили и на развитых рынках. Вчера в Европе индекс Лондонской биржи FTSE 100 упал на 2,2%, так же упал немецкий индекс DAX Xetra 30, а французский индекс CAC-40 снизился на 2,7%. И хотя промышленный индекс Dow Jones сполз вчера всего на 0,2%, акции значительно падают с 10 мая, когда Федеральная резервная система дала понять, что, возможно, не будет повышать ставки. Американские государственные бонды, которые считаются наименее рискованной инвестицией, поднялись, поскольку некоторые инвесторы стремились к безопасности.
Поражению акций новых рынок во многом способствовала Япония, где представители центрального банка в этом году дали понять, что намерены завершить долгий период практически нулевых учетных ставок. Эти невероятно низкие ставки - одна из составляющих попыток Японии остановить десятилетний экономический спад - в последние годы стали важным и привлекательным инструментом для сообразительных инвесторов. Многие инвесторы брали кредиты в Японии (что почти ничего им не стоило), а затем инвестировали в прибыльные займы в Новой Зеландии, Исландии, Турции и на других зарубежных рынках. Этот популярный маневр получил название "торговля деньгами".
Один из первых признаков того, что повышение учетных ставок будет противопоставлено этой стратеги, в феврале ударил по Исландии, где из крошечной экономики изъяли значительные суммы иностранных денег, что привело к падению биржи и национальной валюты. С тех пор золото и другие товары тоже падают, после крупных завоеваний последних лет.
Хотя новые рынки не получали таких сильных ударов со времен финансового кризиса 1997-1998 годов, когда многие азиатские валюты были девальвированы, а Россия объявила дефолт, фондовые менеджеры отмечают, что времена изменились. За прошедшие годы многие развивающиеся страны превратили торговые дефициты в излишки, стали свободнее торговать своими валютами, что увеличило гибкость их экономик и защитило от таких бурных продаж, как в прошедшее десятилетие.
"Теперь эта теория проходит проверку", - говорит Джек Эблин, глава инвестиционного подразделения Harris Private Bank в Чикаго, в управлении которого находятся активы на сумму 48 млрд долларов.
Он осторожно играет на повышение на новых рынках, и 10% акционерного портфеля фирмы инвестировано в развивающиеся страны. Он полагает, что акционерная стоимость на этих рынках по-прежнему привлекательнее, чем в США. К тому же ожидается, что экономики новых рынков в ближайшие годы будут расти быстрее, чем экономики развитых стран. Например, полагают, что в этом году Индия будет одной из самых сильных и доходных экономик мира.
Тем не менее многие хеджевые фонды решили, что после нескольких лет получения прибыли на новых рынках у них нет стимула оставаться там и ждать, что будет дальше. В последние дни они продавали активнее всех, хотя они легко могут вернуться, если увидят благоприятные перспективы. Асилис говорит, что только при падении на 15-20% по сравнению с нынешним уровнем его хеджевый фонд начнет покупать акции новых рынков.
Некоторые инвесторы сказали, что продают и копят деньги до тех пор, пока ситуация не стабилизируется. Владимир Милев, аналитик Metzler/Payden European Emerging Markets Fund в Лос-Анджелесе, заявил, что 20% его фонда стоимостью 90 млн долларов сейчас составляет наличность, которой почти не было месяц назад.
Сохранится ли лихорадка новых рынков среди американских индивидуальных инвесторов, покажет время. В 2005 году эти инвесторы вложили рекордную сумму в 13,8 млрд долларов в акционерные фонды новых рынков, и этот рекорд был побит за четыре месяца нынешнего года. По данным на прошлую неделю, инвесторы вложили в эти фонды 19 млрд долларов.
Российский рынок, один из лучших в этом году, когда инвесторы устремились в такие компании, как государственная газовая монополия "Газпром", вчера получил один из самых сильных ударов.
"Это часть глобальной тенденции, - сказал Крис Уифер, аналитик московского "Альфа-Банка". - В этом году в новые рынки было вложено 30 млрд долларов, тогда как за весь прошлый год - чуть больше 20 млрд. Это двигало рынки быстрее и выше".