Отношения между Лондоном и Москвой стали наихудшими за последние два десятка лет, после того как вчера Россия отказалась выдать предпринимателя, обвиняемого в отравлении бывшего офицера КГБ Александра Литвиненко.
Королевская прокурорская служба заявила, что полицией собраны достаточные улики, чтобы обвинить Андрея Лугового в убийстве и потребовать его экстрадиции для суда по этому "чрезвычайно важному" делу. Пресс-секретарь Тони Блэра заявил: "Убийство есть убийство: это крайне серьезное дело".
Однако Россия без промедления ответила, что Луговой не может быть выдан британскому суду, и предупредила о возможном политическом ответе. Марина Гриднева, пресс-секретарь Генеральной прокуратуры РФ, заявила: "По российским законам гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству".
Вчера Андрей Луговой побеседовал с государственным российским телевидением и корреспондентами Channel 4, которым заявил, что не имеет отношения к смерти Литвиненко. "Могу сказать, что я совершенно спокоен и совершенно невиновен, - сказал он в интервью Channel 4. - Я не убивал Литвиненко, не имею никакого отношения к его смерти и обоснованно могу выразить недоверие к так называемой доказательной базе, собранной британским правосудием. Тем более что у меня никогда не было... мотивов для совершения того, в чем меня обвиняют". По словам Лугового, решение о предъявлении ему обвинений является "политическим".
Кремль также неоднократно отвергал заявления друзей Литвиненко о причастности российских властей к убийству.
Однако британские службы безопасности и спецслужбы полагают, что за убийством стоят бывшие, а возможно, и действующие агенты российского правительства. По словам британцев, лишь государственная структура может произвести полоний-210, крайне радиоактивное вещество, которое было использовано для отравления Литвиненко.
Еще в январе The Guardian писала о предстоящих попытках добиться экстрадиции Лугового. Судя по всему, с этого времени данный шаг активно обсуждался в правительственном комитете по чрезвычайным ситуациям Cobra.
Питер Риккеттс, постоянный заместитель министра иностранных дел, вчера утром пригласил на встречу российского посла Юрия Федотова. Министр иностранных Маргарет Беккетт позже заявила: "Имело место серьезное преступление. Мы добиваемся и ожидаем полного содействия со стороны российских властей в том, чтобы преступники предстали перед британским правосудием. Об этом было твердо заявлено российскому послу, приглашенному в министерство иностранных дел".
Министерство иностранных дел полагает, что сотрудничество с Россией по другим вопросам может продолжиться. "Мы тесно сотрудничаем по международным проблемам, по Ираку и климатическим изменениям", - сообщила пресс-секретарь министерства. Однако в связи с этим "серьезным преступлением... мы ожидаем от России содействия", сказала она.
Запрос об экстрадиции будет направлен в Москву в течение нескольких дней. На Даунинг-стрит заявили, что важен официальный ответ, а не заявления, сделанные вчера российской прокуратурой. В 2001 году Россия подписала Европейскую конвенцию о выдаче. "Будь то Россия или какая-то другая страна, у нее существуют правовые обязательства, - заявил пресс-секретарь Тони Блэра. - Давайте дождемся официального ответа".
Обвинения в убийстве прозвучали в то время, когда отношения между Британией и Россией остаются напряженными. В прошлогодней речи о внешнеполитических целях российский президент Владимир Путин призвал усилить связи с "ведущими" странами ЕС: Италией, Францией, Германией и Испанией. Великобританию он не упомянул. За несколько месяцев до того Федеральная служба безопасности России (ФСБ) обвинила британских дипломатов в шпионаже.
Кроме того, Кремль возмущен, что Великобритания предоставила политическое убежище Борису Березовскому, который был влиятельным кремлевским деятелем при бывшем президенте Борисе Ельцине, однако, поссорившись с Путиным в 2000 году, бежал в Великобританию. В апреле Березовский сообщил The Guardian, что планирует заговор с целью свержения Путина. Реагируя на это интервью, Кремль возобновил попытки добиться его выдачи Москве.
Советник Путина Глеб Павловский заявил: "Ситуация, в которой Британия не выдает нам Березовского, но просит о выдаче людей, связанных с Березовским, явно не вызовет в Москве энтузиазма. Если подобное положение сохранится, оно нанесет значительный урон отношению российской элиты к Великобритании и Западу. Запад пытается создать преступный образ России".
Другие аналитики предупреждают о возможных ответных действиях со стороны России. Борис Макаренко, директор московского Центра политических технологий, говорит: "Надеюсь, антибританской истерии не начнется. Но я уверен, что некоторые станут говорить о заговоре британцев против России. Это неизбежно. Россия не выдаст Лугового".
43-летний Литвиненко - политический беженец, получивший британское гражданство, - был критиком Кремля. Литвиненко обвинял российские власти в организации взрывов жилых домов восемь лет назад - эти теракты позволили заручиться поддержкой в новом наступлении на чеченских сепаратистов.
Литвиненко был отравлен во время встречи в баре отеля Millennium в районе Мэйфейр 1 ноября прошлого года, и спустя 22 дня скончался. За несколько часов до его гибели ученые, работавшие совместно с детективами Скотланд-Ярда, установили, что в его организм попала большая доза полония-210 - редкого радиоактивного изотопа. Это вещество без цвета и запаха не способны обнаружить датчики радиации в аэропортах. Судя по всему, полоний-210 был выбран в качестве орудия убийства из-за того, что шансы выявить его весьма малы. Однако после того, как вещество было обнаружено в моче Литвиненко, Скотланд-Ярд сумел подробно реконструировать все шаги, совершенные убийцей до и после преступления.
В результате Королевская прокурорская служба объявила, что имеются достаточные доказательства для предъявления Андрею Луговому обвинений в убийстве. Вчера глава службы сэр Кен Макдональд заявил: "Сегодня я пришел к выводу, что доказательства, предоставленные нам полицией, достаточны для того, чтобы обвинить Андрея Лугового в убийстве господина Литвиненко путем его преднамеренного отравления... Я проинструктировал королевских прокуроров, чтобы они незамедлительно предприняли необходимые шаги для скорейшей экстрадиции подозреваемого Лугового из России в Великобританию, дабы ему предъявили обвинение в убийстве и он предстал перед лондонским судом".