Есть такая поговорка: "Если башмак тебе по ноге, носи его". Возможно, то же самое можно сказать и о "кованом сапоге" - в смысле, о жестких, грубых средствах ведения политики, которые подразумеваются под этим выражением.
На праздновании годовщины окончания Второй мировой войны 9 мая президент России Владимир Путин уподобил гипотетический экспансионизм США политике нацистской Германии. Однако на деле это Россия в данный момент ведет себя вызывающе, представляя все большую угрозу для стран, которые ранее находились под господством СССР.
Последняя ситуация, в которой Россия повела себя как задира, это отношения с маленькой Эстонией, подвергшейся широкомасштабному запугиванию. Причиной, на которую ссылалась Россия, был состоявшийся 27 апреля демонтаж некрасивой гигантской бронзовой статуи советского солдата, стоявшей в центре Таллина. Это был один из провокативных имперских памятников, которые русские любили оставлять во всех уголках своей бывшей империи, и решение о его переносе на военное кладбище кажется совершенно разумным.
Однако в тот же день по всему Таллину начались инспирированные Россией демонстрации, якобы в знак возмущения против этого мнимого проявления неуважения к советским героям Второй мировой войны. В результате один человек погиб и 153 пострадало. На следующий день разъяренная толпа атаковала эстонское посольство в Москве. Подверглись нападениям и другие посольства Эстонии в Хельсинки, Осло, Стокгольме, Риге, Праге, Киеве и Минске, а также консульство Эстонии в Санкт-Петербурге.
Одновременно Россия прервала железнодорожное сообщение с Эстонией якобы из-за ремонта путей. На интернет-серверы в Эстонии обрушилась целая череда хакерских атак, исходивших из России. Сейчас их расследуют эксперты НАТО. Кроме того, российский вице-премьер Сергей Иванов призвал к бойкоту эстонских товаров.
Поведение России удачно охарактеризовано в резолюции Сената США, предложенной сенатором Джорджем Войновичем: "... Сенат... осуждает любую и все попытки бессердечной эксплуатации памяти о жертвах Второй мировой войны в целях политической выгоды" - как раз это и имеет место.
Все это слишком живо напоминает о том, как Россия грозила странам Балтии перед их вступлением в НАТО и Европейский союз, а также о попытках России запугать Польшу и Чехию, заставить их отказаться от обязательств по размещению противоракетного радара и базы перехватчиков США. К их чести, власти Польши и Чехии остались тверды, несомненно сознавая, что поведение России в последнее время - лучший довод в пользу их союза с США.
Означает ли все это, что мы движемся к новой холодной войне? Этот вопрос вызывает много споров среди невротиков в Европе. (К сожалению, на саммите Россия-ЕС 18 мая канцлер Германии Ангела Меркель не смогла эффективно призвать Россию к ответу за ее поведение.) Очевидно, мы вошли в период, когда Россия стремится занять господствующее положение в своей бывшей сфере влияния в Центральной и Восточной Европе, а также в эру соперничества на международном рынке за энергоресурсы, которыми Россия очень богата.
Это являет собой стратегический вызов США и его союзникам. Новые государства-члены НАТО и Евросоюза вступили в эти сообщества добровольно и, более того, с большой охотой именно потому, что опасались российского реваншизма. США остаются гарантом их новообретенной свободы и потому приобрели себе новую группу ценных верных союзников.
Россияне, со своей стороны, в восторге от того факта, что Путин снова превращает Россию в игрока на международной арене. Им также нравится его авторитарный стиль. В России бизнес процветает, государство разбогатело на нефтеприбылях, и темп роста экономики составляет 8% в год. Внутри страны Путин более популярен, чем все другие руководители России за недавний период.
Ситуацию осложняет тот факт, что теперь между США и Россией сложились широкие деловые и инвестиционные связи. У нас также есть определенные общие интересы в деле борьбы с международным терроризмом. Кроме того, сегодня международные отношения не сводятся к бинарной модели. Мир устроен гораздо запутаннее: более решительную политику проводят Европа, Индия и Китай.
Что все это значит для политики США и Европы в отношении России? Мы должны не пугаться призрака холодной войны и не бояться давать сдачи, столкнувшись с запугиванием России или попытками вмешаться в отношения США с независимыми союзными государствами. Российское руководство слишком хорошо умеет играть на страхах Европы, и мы не должны позволять, чтобы это сходило ему с рук.