Австралийские ученые первыми пробудили к жизни генетический материал вымершего вида животных - этот фокус им удался с геном тасманийского тигра. Открытие позволяет надеяться, что когда-нибудь оживут давно вымершие виды животных, например мамонты и динозавры
Не следует путать тасманийского дьявола и тасманийского тигра. Первый - это вид из семейства сумчатых хищников, который все еще живет на принадлежащем Австралии острове Тасмания. Второй относится к семейству сумчатых волков и не обитает нигде, поскольку вымер в 1936 году. И хотя три года назад появилась кратковременная надежда на его возвращение, она обернулась горьким разочарованием. Но сейчас, в соответствии с тем планом, его гены удалось вживить в эмбрионы мышей. И теперь в мыши живет "тигр". Последний представитель исчезнувшего вида, которого звали Бенджамин, умер от старости в зоопарке Хобарта.
То, чего добилась группа австралийских и американских ученых, объединившихся вокруг биолога Эндрю Паска из университета Мельбурна, это маленькая сенсация, ведь им удалось вживить гены тасманийского тигра в эмбрионы мышей. Впервые в живой ткани материализована генетическая информация вымершего животного. В данном случае речь идет об участке ДНК, ответственном за формирование костной и хрящевой ткани. Генный материал биологи получили из ткани, заспиртованной 100 лет назад.
Паск немедленно заявил, что при наличии достаточного количества ДНК та же методика применима и к другому генетическую материалу, в частности, к генам давно вымерших животных, например динозавра или мамонта. Он упомянул также неандертальцев.
То, что для одних является непредставимым, другие как раз сейчас обсуждают на конференции в Бонне, посвященной биологическому разнообразию. Безусловно, нужно предпринимать все возможное, чтобы защитить виды, находящиеся под угрозой, - но можно ли в крайнем случае оживлять животных, исчезнувших с лица земли? Станет ли вскоре реальностью голливудский фильм Стивена Спилберга "Парк юрского периода", где крокодилы откладывают яйца динозавров?
Не все так просто. Есть ли шанс найти неповрежденные гены вымерших животных, это только один из вопросов. Томас Кнебелсбергер, молодой биолог из лаборатории Государственной зоологической коллекции Мюнхена, говорит: "Чтобы воссоздать тот или иной организм, нужна информация не только о последовательности генов, но, скорее, об общей структуре хромосом. Также нужны подходящие яйцеклетки, содержащие вещества, которые включают и выключают гены". Чтобы получить возможность восстанавливать животных методом клонирования, как полагает ученый, ткань должна была законсервирована в жидком азоте при температуре минус 180 градусов по Цельсию.
Сложности с воспроизведением гена тасманийского дьявола свидетельствуют о том, что вероятность получения полного генома давно вымерших видов животных весьма незначительна. Самые старые молекулы ДНК, обнаруженный учеными на сегодняшний день, насчитывают 100 тысяч лет. Так что ждать, когда будет найден геном динозавра, которому должно быть не менее 65 млн лет, придется очень и очень долго.
Ученые, смотрящие далеко вперед и обладающие богатым воображением, которые мечтают о подобных воскресениях, утверждают, что у следующих поколений ученых будут хорошие шансы на успех в случае, если на земле еще обитают близкие родственники вымершего животного. Если учесть, что на сегодня самыми близкими родственниками динозавров являются птицы, то можно говорить не только о том, что "Парк юрского периода" далек от реальности, но и об ошибке сценаристов - ведь там маленькие ящеры вылуплялись из яиц крокодила.
Хендрик Пойнер из университета Макмастера в Канаде собирается воссоздать мамонта - проект, о котором подумывают многие, ведь хорошо сохранившийся генный материал умерших животных можно обнаружить в тысячелетней вечной мерзлоте в Сибири. Некоторые находки уже состоялись. "Если у вас есть геном мамонта, - говорит Пойнер, - сравните его с геномом его ближайшего родственника, азиатского слона. Затем, ген за геном, вы сможете переделать генный материал слона по образу и подобию мамонта".
Но, даже если с точки зрения биотехнологии все это возможно, не следует воплощать в жизнь все имеющиеся планы. Если Сванте Пээбо из института Макса Планка в Лейпциге сможет реализовать свою мечту и воссоздать геном неандертальца, то обязательно возникнет вопрос, а нужно ли давать ему вторую жизнь.