Участники панельной сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) резко разошлись во мнениях относительно направления, в котором должна двигаться российская экономика, передает из Санкт-Петербурга корреспондент The New York Times Эндрю Крамер.
Изоляционисты выступали за то, чтобы удовлетворять потребности бизнеса в финансировании за счет госбанков, другая группа экономистов предлагала расширять связи с Китаем, в то время как часть экспертов настаивали на исключительной важности мировой торговли.
Как правило, российские должностные лица использовали ПМЭФ для привлечения иностранных инвестиций, однако в этом году все обстоит по-другому: "Администрация Обамы отговорила от посещения мероприятия многих топ-менеджеров американских компаний, например, PepsiCo, Alcoa и ConocoPhillips. Даже многие немецкие гендиректора остались дома, несмотря на широкие торговые связи Германии с Россией".
Вместо них на форум приехали российские должностные лица, эксперты-аналитики и главы компаний, а также китайские инвесторы. Всего, по заявлениям организаторов, на ПМЭФ прибыли 6500 человек, в том числе 609 руководителей российских и зарубежных компаний.
"Центр внимания мероприятия также сместился, - говорится в статье. - В прошлом Россию превозносили как богатую ресурсами экономику с большим потенциалом. Дискуссии крутились вокруг тонкостей стимулирующей политики или вопросов о том, должны ли развивающиеся рынки получить больше прав голоса в принятии решений относительно мировой экономики. В этом году обсуждение сосредоточилось на том, нуждается ли Россия в западных финансах, намекая на возвращение плотно контролируемой государством экономической системы".
"Россия решила пойти по третьему пути, который я считаю иллюзией. Эта ментальность крепости, которая верит в преимущественно самодостаточную Россию, уверенную в своем собственном пути, и это опасно", - полагает Бернард Сачер, член совета директоров инвестбанка "Атон".
На открытых дебатах экономист Сергей Глазьев заявил, что российский бизнес должен переориентироваться с международных финансовых рынков на внутренние "источники кредитования". Глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин подчеркнул, что правительственные инвестиции в инфраструктуру могут заменить частные вложения в качестве стимулирующей силы экономики.
Однако некоторые из присутствующих выразили свое несогласие с такими оценками.
В частности, глава корпорации "Роснано" Анатолий Чубайс заметил, что дискуссия о том, должна ли российская экономика стать более отрытой или более закрытой для мира, напомнила ему споры, которые велись 30 лет назад в СССР. Он также отметил, что на протяжении десяти лет Россия приближалась по уровню жизни к развитым странам, но в последние пару лет стала отставать.
Чубайс также выступил против замены прямых иностранных инвестиций деньгами государственных банков: "Я категорически против контроля, ничего более вредного быть не может. Кому-то тут надо объяснять, во сколько оценивается такое усиление контроля для бизнеса?"