В статье анализируется процесс деградации знаменитого западного института прав человека. Провалы попыток Запада эффективно влиять на ход событий в Чечне автор объясняет отсутствием у всех ведущих западных стран долгосрочной ?российской политики?.
В октябре 1992 г. Ельцин, применив силу, распустил Верховный Совет: 140 человек, среди которых были и просто прохожие, заплатили своей жизнью за победу ?демократических сил?. Победа над коммунистами ознаменовалась новыми кредитами МВФ. Был подтвержден курс на монетаристские реформы - курс в никуда. В течение одного года популярность Ельцина упала до 7%. Именно в этот момент чеченский диктатор генерал Дудаев перестал ?делиться? с кремлевской мафией доходами от нефтяного бизнеса. Терпение русских иссякло: маленькая победоносная война должна была одним ударом убить двух зайцев: с одной стороны, показать Дудаеву, кто в доме хозяин, а с другой - поднять популярность Ельцина среди российского населения. В декабре 1994 г. на Грозный упали первые бомбы. Российское общество было в шоке.
Возмущению российских демократических сил противостояла сдержанная реакция Запада: лидеры ведущих мировых держав дисциплинированно приехали в Москву на празднование 50-летнего юбилея победы во второй мировой войне. Текущие кредиты МВФ выплачивались регулярно. Ельцин на свою предвыборную кампанию получил финансовую помощь из Германии. Одновременно Россия была принята в Совет Европы. В США тоже охотнее ?ставили? на коррумпированного Ельцина, чем на слабых демократов: ставки были очень высоки, был вполне вероятен реванш коммунистов. С помощью международных кредитов - прямо или косвенно - финансировалась чеченская война.
Тогда многие были возмущены и поражены сдержанной реакцией Запада на события в Чечне. Сейчас это уже больше никого не удивляет. Любопытно лишь, какую трансформацию за этот период претерпело понятие ?права человека?, во имя которых, якобы, велась и косовская война. В 70-80-ые годы отдельные нарушения прав человека в Советском Союзе встречали на Западе шквал возмущения. Права человека использовались в качестве действенного инструмента в нескончаемой борьбе с Советским Союзом. В отсутствии геополитического противостояния риторика прав человека не могла больше исполнять роль мобилизующего фактора. В конце концов в мире существовало множество диктаторских режимов - в том числе поддерживаемых США, в которых допускались и более серьезные нарушения прав человека. В результате нарушения прав человека стали подразделяться на ?за? и ?против? свободы и демократии. Первые только ?принимались во внимание?, против вторых применялись санкции. Двойная мораль вошла в привычку.
После распада Советского Союза приоткрылся огромный мир, скрывавшийся за ?железным занавесом?. И оказалось, что для этого мира характерны нарушения прав человека и кровопролития. США стали заполнять геополитический вакуум своими ?интересами безопасности?, возросла общемировая нестабильность и региональная напряженность. Европа была занята вопросами введения евро, ей было некогда вырабатывать единую линию внешней политики. Кризис в Югославии попросту проспали. Между делом выяснилось, что соблюдение прав человека не может осуществляться само по себе, а требует какой-то более веской причины. Собственно, даже в Косово права человека были не первостепенным аргументом. Европейский консенсус основывался не на желании с помощью бомбардировок покончить с нарушениями прав человека в Сербии, а на страхе перед распадом североатлантического Альянса. К такому повороту ни Германия, ни Италия подготовлены не были. И все же абсолютно очевидно: использование войск НАТО в Югославии нанесло такой ущерб правам человека, что закономерно встает вопрос, возможно ли вообще их соблюдение?
К Чечне этот вопрос имеет непосредственное отношение. Администрация Клинтона обнаружила полную неспособность определить приоритеты в российской политике: она хочет ослабить Россию и одновременно ее поддержать, провести расширение НАТО на Восток ?в обмен? на предоставление кредитов, выделить кредиты в обмен на утечку капитала из России и т.д. Сюда же можно отнести использование контингента НАТО в Косово, доктрину Клинтона, объявление Кавказа сферой стратегических интересов США, отказ подписать договор о прекращении ядерных испытаний.
Европа вообще не имеет ?российской политики?, а отсутствие политики - плохая политика. Возникает вопрос, может ли Запад при этих обстоятельствах вообще хоть как-то влиять на развитие событий. Запад не протестовал против первой войны в Чечне, его действия в Косово наглядно продемонстрировал опасности ?гуманитарной? войны. После этого давление Запада на Россию, которая уже однажды получила от него карт-бланш, теряет всякий смысл.
Понятно, что было бы разумно настаивать на политическом решении конфликта. Но ведь в Косово такое решение найдено не было, хотя русские на нем настаивали? Можно апеллировать к морали, но западная мораль уже была поставлена под сомнение российской стороной в ходе первой чеченской войны, а в ходе кризиса в Косово эти сомнения подтвердились. С другой стороны, только одно прекращение кредитования России сэкономит немецким налогоплательщикам больше, чем весь пакет экономических реформ федерального правительства. Если взглянуть правде в лицо, то станет очевидным одно обстоятельство, которое было проигнорировано во время косовского конфликта: в современном мире возможности прямого вмешательства очень ограничены. В особенности это связано с тем, что нет долгосрочной политики, которая смогла бы конструктивно влиять на ситуацию в трансформирующихся странах. В этой ситуации Западу не остается ничего другого, кроме как наблюдать за Россией, которая занимается в Чечне самоуничтожением.