Лондон-Москва. Идиллия, в большой степени, является следствием наивности британского премьера.
Все началось еще в понедельник, в самолете, в котором британского премьер-министра Тони Блэр летел в Москву: Владимир Путин позвонил ему, предложил выпить пива и съесть по бифштексу в скромном погребке на Ленинском проспекте. По словам очевидцев, эта встреча в пуловерах с закатанными рукавами прошла в теплой обстановке. Близкая дружба между неолиберальным идеологом третьего пути и бывшим руководителем КГБ, как ни удивительно, не вызвала в России особых эмоций, в то время, как Британия с гневом наблюдала за тем, как ее премьер-министр наивно братается с ?палачом Грозного?.
Российские аналитики утверждают, что с политической точки зрения, в этом российско-британском саммите не было в данный момент ?никакой необходимости?. А газета ?Известия? пишет, что повод для этой встречи следует искать в ?близкой дружбе, связывающей эту очень странную европейскую пару?. Выступая перед журналистами, Владимир Путин, в некотором роде, поддержал эту версию, рассказав один русский анекдот: ?У нас говорят, что когда два друга встречаются без жен, они говорят о женщинах, но когда они встречаются с женами, то говорят о работе?. Действительно, в нынешнем году эти два политических деятеля встречаются уже в пятый раз. Блэр первым поздравил Путина с избранием на пост президента и поехал на премьеру оперы в Санкт-Петербург. Владимир Путин, в свою очередь, став главой государства, свой первый официальный зарубежный визит совершил к своему британскому приятелю. Путин и Блэр обменялись взаимными комплиментами и похвалами. При этом Блэр проявил особое усердие. Кроме того, он призвал к большему взаимопониманию ?перед лицом проблем, с которыми пришлось столкнуться Путину?. Блэр также сказал, что ?само по себе и не плохо?, что глава российского государства называет себя ?сильным лидером и патриотом?. Британский премьер также подчеркнул, что Британия, Европа и весь мир нуждаются в ?стабильной России?.
Пресса шокирована
Владимир Путин, со своей стороны, лишь отметил, что его британский коллега ?был благожелателен и хорошо информирован?. Британская пресса, шокированная подобной идиллией, вместе с тем, не разделяет этого мнения: британская и российская стороны придерживаются противоположных позиций по таким основным вопросам, как отмена санкций в отношении Ирака, американские планы создания системы противоракетной обороны, расширение НАТО и т.д. Более того, Великобритания ничего не выиграла от этого сенсационного потепления: получателем всех возможных дивидендов станет Путин. Друг Блэр может стать посредником между русскими и американцами при решении деликатного ракетного вопроса и помочь России получить имеющие для нее жизненно важное значение западные кредиты. При этом Кремль ни на йоту не изменит своих преференций в торговле, обращенных, прежде всего, в сторону Германии, ставшей привилегированным партнером.
?Гардиан? дошла до того, что заподозрила кремлевских имиджмейкеров в использовании наивности Тони Блэра для придания большей человечности образу российского президента, к которому другие западные лидеры относятся довольно высокомерно. Например, Жак Ширак, подобно перепуганной девственнице, переживает по пустякам из-за происходящего в Чечне. В отличие от Билла Клинтона, Тони Блэр в июне этого года не стал заигрывать с оппозиционной прессой и зацикливаться на таких мелочах, как свобода слова в России. Друзья, а тем более за кружкой пива, так не поступают.