Администрация Буша во время его второго президентского срока должна уделять больше внимание региону Южного Кавказа и Черноморскому побережью. До недавних пор эта территория была на задворках большой политики. Но все изменилось после недавних событий на Южном Кавказе.
Первое такое событие - "революция роз" в Грузии. Свержение Эдуарда Шеварднадзе мирным путем в ноябре 2003 года, и избрание президентом Грузии Михаила Саакашвили придали новый импульс реформам в Грузии и эхом отозвались на территории бывшего Советского Союза. Как Югославия в 1950-1960-х годах и Польша в 1980-х годах, Грузия теперь представляет собой альтернативную модель политического развития, которая может стать катализатором для развития демократии в постсоветском пространстве.
Вторым таким событием стало расширение Европейского союза и НАТО. В результате Южный Кавказ и Черное море стали граничить с "новой Европой", и ситуация в этом регионе стала намного больше интересовать европейцев. Соединенные Штаты и Европа больше не могут закрывать глаза на проблемы, связанные со стабильностью в этом регионе.
Кроме того, в последнее время Россия начала проводить более жесткую политику по отношению к Южному Кавказу. Российская политическая элита опасается, что после "революции роз" в Грузии и более активной политики США после событий 11 сентября 2001 года Россия теряет свое влияние в этом регионе, который в течение долгого времени входил в сферу российских интересов. Причем такую обеспокоенность выражают не только российские националисты. Даже некоторые демократы призывают к созданию "либеральной российской империи".
Грузия находится в центре политики России по усилению своего влияния на Южном Кавказе. Москва продолжает затягивать закрытие российских военных баз в Грузии, несмотря на то, что существует соглашение о закрытии этих баз, подписанное на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году. Россия также навязывала Грузии двустороннее соглашение, по которому Грузия не имела бы права размещать на своей территории военные базы других стран. Грузия отказалась подписать такое соглашение, так как оно посягает на ее государственный суверенитет.
Москва также продолжает поддерживать сепаратистов из Южной Осетии и Абхазии. У России - особые экономические и политические связи с этими двумя регионами, которые зашли настолько далеко, что многие жители Южной Осетии и Абхазии получили российское гражданство. Таким образом, Россия получает предлог для усиления своего вмешательства в эти регионы под предлогом защиты интересов российских граждан. Многие в Грузии считают, что Россия проводит политику по аннексии этих регионов.
Пример с так называемыми "президентскими" выборами в Абхазии, которые прошли 3 октября, демонстрирует, что Москва твердо намерена не выпускать эту непризнанную республику из сферы своего влияния.
На выборах в Абхазии кандидат Сергей Багапш, предприниматель, набрал больше голосов, чем бывший премьер-министр Рауль Хаджимба, которого поддерживала Москва.
Россия приложила максимум усилий для того, чтобы поддержать Рауля Хаджимбу на выборах. В августе президент Путин провел официальную встречу с Хаджимбой в Сочи. Фотографии с этой встречи были использованы в рекламных предвыборных плакатах кандидата.
К огорчению Москвы, победителем выборов был объявлен Багапш. 28 октября "Верховный суд" Абхазии поддержал это решение, но затем отменил свое решение и призвал провести повторные выборы после того, как сторонники Хаджимбы взяли штурмом здание суда. Багапш отказался признать решение Верховного суда, и таким образом в политической ситуации в Абхазии возникла полная неразбериха.
В последнее время Вашингтон был сосредоточен на вопросах, далеких от Южного Кавказа, таких, как Ирак и президентские выборы в США. Но теперь, после того как выборы американского президента остались позади, Соединенные Штаты больше не могут игнорировать растущие амбиции России на Южном Кавказе.
Прежде всего, Соединенные Штаты должны дать понять, что любое вмешательство во внутренние дела Грузии - включая Абхазию и Южную Осетию - вызовет серьезные последствия для двусторонних отношений. То же самое должен сделать и Европейский союз.
Также Соединенные Штаты и Европейский союз должны принудить Россию позволить разместить наблюдателей ОБСЕ на грузинской стороне Рокского тоннеля, соединяющего Южную Осетию с Россией. Это позволит предотвратить доставку на территорию Грузии оружия и проникновения преступных элементов из России.
Соединенные Штаты и Евросоюз должны настоять на том, чтобы Россия закрыла свои оставшиеся военные базы в Грузии, как уже было решено на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году. Сами российские официальные лица в частных беседах признают, что эти базы сегодня уже не служат военным целям. Российские военные базы сегодня служат инструментом для оказания давления на руководство Грузии.
США и их европейские союзники должны разработать долгосрочную стратегию по отношению к региону Южного Кавказа и Черноморского побережья для того, чтобы в этом регионе были урегулированы конфликты и установились более тесные отношения с европейским и североатлантическими институтами. Для участия в этом процессе нужно привлечь Россию. Россия должна понять, что она больше выиграет от своего участия в прекращении конфликтов в регионе, чем от разжигания этих конфликтов благодаря своей политике, которую можно назвать "разделяй и властвуй".
Стивен Ларраби работал в Национальном совете по безопасности в администрации президента Картера. В настоящее время является руководителем отдела по европейской безопасности в исследовательской организации RAND Corporation.