"Необходимо поставить сирийцев лицом к их обязательствам, открыто и ясно. Кроме того, на них следует оказать давление. Не говорить с сирийцами - это не решение. Основная задача - гарантировать независимость Ливана. А это значит и независимость Сирии".
Романо Проди избавился от опеки Франции, хотя и отрицает существование разногласий с Жаком Шираком. Председатель совета министров (Италии) делает акценты, отличные от взятых на вооружение на берегах Сены, для комментариев по ситуации в Ливане после убийства Пьера Жмайеля. В интервью Le Figaro, опубликованном вчера поздно вечером на сайте парижского издания, Проди излагает позицию Италии. Она не совпадает с той, что была изложена вчера утром французской стороной: "В отношениях с Дамаском отсутствует доверие, достаточное для возобновления контактов", - сказал министр иностранных дел Филипп Дуст-Блази, выступая по радиоканалу France Info. За этим заявлением - Ширак, который после убийства Рафика Харири, его друга, занял жесткую позицию в отношении режима Асада.
Однако же Проди утверждает, что его разногласия с французским президентом (с которым он встретится завтра в Лукка на традиционном двустороннем саммите) не касаются сути: "Мы придерживаемся единого мнения по основному вопросу. Я знаю, что президент Ширак получил глубокую рану, еще большую, чем я, в результате убийства Харири. Он прав. Единственным отличием является мое убеждение, что следует оказать на сирийцев давление через прямой и конкретный диалог. Между Жаком Шираком и мной - разногласия по поводу тактики, но не сути".
По словам итальянского премьера, теракт, стоивший жизни Жмайелю, еще больше затрудняет диалог, но в то же время оправдывает идею размещения наблюдателей на сирийско-ливанской границе: "Я не понимаю колебаний по этому вопросу. Это будет позитивным с любой точки зрения. Надеюсь, что отказ Сирии не окончательный. Принимая во внимание нарастающую напряженность, присутствие наблюдателей станет прогрессивным шагом в деле защиты Ливана".
Проди затронул и другие вопросы, касающиеся ситуации на Ближнем Востоке, в первую очередь идею международной мирной конференции, выдвинутую Италией, Францией и Испанией. Ширак и Сапатеро представили ее на прошлой неделе во время франко-испанского саммита в Героне, и Проди настаивает на том, что без поддержки Лондона, Берлина и Европейского союза предложение не сможет убедить правительство Израиля. По словам Проди, "важно идти вперед, шаг за шагом". Но также необходимо, чтобы были удовлетворены и три других условия: усиление роли европейских наблюдателей в Газе; возвращение налогов, которые Израиль удерживает, препятствуя выплате жалований чиновникам Палестинской администрации; создание палестинского правительства национального единства, которое бы признано еврейское государство ("Я сказал об этом Ольмерту, с которым увижусь 13 декабря").
Что касается саммита, прошедшего в конце недели между Ираном, Сирией и Ираком, то Проди подчеркнул, что эта встреча стала следствием войны: "Безусловно, Иран прилагает постоянные усилия, чтобы утвердиться в качестве региональной державы. Иран дает понять, что является единственной страной, которая на Ближнем Востоке может противостоять Израилю. Это прямое следствие войны в Ираке"
Все эти темы будут обсуждаться завтра в Лукка. Несмотря на то что двусторонние отношения значительно улучшились после прихода Проди во дворец Киджи (резиденция премьер-министра), между двумя странами все же остаются трения и разногласия в подходе к различным вопросам. В том числе и по UNIFIL - миротворческим силам ООН на ливано-израильской границе: Рим и Париж, как кажется, находятся в конкуренции друг с другом. Проди пытается не драматизировать ситуацию и предостерегает ЕС: "Мой опыт говорит мне, что на европейском уровне или есть единство, или нет ничего".