Неприятности? Какие неприятности? Расследование в отношении бывшего президента Республики Жака Ширака не стало поводом для появления в международной прессе крупных заголовков, за исключением Financial Times, которая отвела этой информации место на первой полосе. Британская пресса приняла к сведению факт начала расследования в отношении экс-президента. Times напомнила, как функционировала "machine Chirac", "машина Ширак", и сделала акцент на том, как Ширак превратил мэрию Парижа в крепость, что позволило ему в 1995 году завоевать Елисейский дворец.
В газете The Independent Джон Личфилд напомнил о том, что "господин Ширак, которому на будущей неделе исполнится 76 лет (на самом деле 75. - Le Monde), является первым президентом, в отношении которого начаты судебные разбирательства после того, как он покинул высший государственный пост". BBC продемонстрировал большую язвительность и напомнил об "arnaques", жульничестве Ширака. Газета Financial Times следует в том же духе: "Ширак оказался втянутым в расследование о коррупции" - и возвращается к статье, опубликованной в марте этого года под заголовком "Ограниченное наследство не гнушающегося никакими средствами Ширака".
Американская печать трезво оценивает ситуацию. Washington Post цитирует Паскаля Перрино из Центра изучения политической жизни Франции (CEVIPOF): "Это не является неожиданностью, на протяжении нескольких лет мы знали, что Жак Ширак может оказаться под следствием, связанным с делами мэрии Парижа". По мнению New York Times, расследования, касающиеся бывшего главы государства, направлены не столько на то, чтобы прояснить поведение самого Жака Ширака, сколько "на то, чтобы разоблачить давние практики, применявшиеся в мире бизнеса и политики Франции".
"Человек и семья, которые собирают кастрюли" - под таким заголовком была опубликована едкая статья Бернара Делаттра в La Libre Belgique: "В июле этого года Жак Ширак уже вошел в анналы, став первым экс-президентом, представшим перед судьей - перед судьей, рассматривающим другое дело, относящееся к этому же периоду, о предполагаемом найме на рабочие места по знакомству. Тогда сотрудники получали жалование от мэрии, но работали на партию "Объединение в поддержку Республики". Именно по этому делу уже был осужден Ален Жюппе".
"Голый король"
Французскую прессу в первую очередь, естественно, интересуют судебные перипетии Жака Ширака. "Король голый. Было время, не столь далекое, когда в голову не могло прийти, что бывший президент Республики может предстать перед судьей, а тем более, что ему может быть предъявлено обвинение, - анализирует в Le Figaro Филипп Гуллио. - Предъявление обвинения Жаку Шираку свидетельствует о конце эпохи и системы", - заключает он.
Радуются они или нет, видя, как вершится правосудие, газеты, тем не менее, единодушны в том, что все это происходит поздно, слишком поздно. Жерар Ноэль из La liberté de l'Est относится к числу тех, кто думает, что "правосудие должно довести до конца это расследование, чтобы подвести, наконец, итог целому мутному периоду французской политической жизни". В L'Est républicain Пьер Тарибо находит "нормальным, что расследование идет своим чередом". "Двадцать лет спустя в этом судебном упорстве ощущается неистовый дух", - написал он, прежде чем отметить, что привлечение Жака Ширака к судебной ответственности "ослабляет президентскую власть."
Многие авторы редакционных статей полагают, что "заботы французов далеки от этих давних историй", как пишет Жак Камю в La République du Centre. Он также высказывает мнение о том, что "повысить рейтинг (Жака Ширака) сегодня смог бы только его отказ от места в Конституционном совете. Если он истинный республиканец, каким хочет быть". Патрис Шабане из Journal de la Haute-Marne полагает, что иммунитет "привел к тому, что на поверхность было извлечено очень старое грязное белье". Он задается вопросом: "В какой степени неблаговидные дела того, кто 20 лет назад был лидером "Объединения в поддержку Республики", волнуют французов?"
В L'Alsace Патрик Флюкижер выступает против тех, "кто высказывается за амнистирование давних деяний". Он подвергает бичеванию не только Ширака, но напоминает о том, что у "всех партий есть свои скелеты в шкафах". "Чтобы оздоровить, наконец, политическую жизнь, необходимо извлечь их всех", - пишет он. Жан-Мишель Эльвиг пишет в La République des Pyrénéees о назначении наказания бывшему президенту: "Без всякого сомнения, он рискует лишь символическим наказанием, и на процессе, если он состоится, будут рассматриваться лишь незначительные и забытые факты".
Марк Шеванш в Nice-Matin подчеркивает, что правосудие настолько запоздало, что "даже Арно Монтебур, который стал одним из самых злобных противников главы государства, полагает, что расследования начались слишком поздно". Автор редакционных статей дошел до того, что предложил, чтобы "Жак Ширак взял его себе в адвокаты". Мишель Лепине из Paris-Normandie задается вопросом: "Должна ли Франция взять на себя груз позора бывшего президента, чтобы модернизировать свою политическую жизнь?" "Почему бы и нет? Но при условии, если есть уверенность в том, что уже сегодня ее можно будет сделать более белой".
Наконец, Libération возвращается к объяснениям бывшего президента, которые были опубликованы в Le Monde: "Полагая, что он сможет предотвратить шумиху в прессе, связанную с этим расследованием, бывший президент подтвердил вчера свое намерение продолжать открыто дурить своих сограждан".