Воскресный эпизод в "Олимпийском" свидетельствует о том, что российский премьер пользуется уже не столь широкой поддержкой, как несколько лет назад, пишет Ориетта Москатели в газете La Repubblica.
"Путин не привык, чтобы ему диктовали повестку дня, и не желает такого положения незадолго до его нового президентского мандата, который начнется весной 2012 года. Владимир Третий считает это немыслимым с высоты многих лет высочайшей популярности и культа его имиджа бесспорного лидера. Неожиданным для него стало разочарование и нарастающее желание перемен в России, которая сожгла мосты к советскому прошлому и которая опасается, что ее премьер, а через несколько месяцев - новый президент, остался на противоположном берегу", - пишет журналистка.
"России и русским не понравилась передача эстафеты в конце сентября от молодого президента Путину, который "согласился участвовать в президентских выборах". Медведев, со своей стороны, согласился стать премьером, - говорится в статье. - Избиратели почувствовали, что над ними посмеялись. "Хоть бы не выставляли, что так решили еще несколько лет назад", - говорят почти все. Это чувство увеличивающегося разрыва между верхушкой и простыми людьми, а также многочисленные вопросы, которые сопровождают путинский переход от премьера к президенту, были в центре внимания ежегодной встречи клуба "Валдай" - дискуссионного форума с участием международных экспертов по России, который и в этом году завершился продолжительной встречей с российским премьером", - продолжает автор статьи.
"Есть некоторые вещи, которые никогда не могут измениться, например любовь к родине, заявил на форуме Путин, отвечая на вопрос о том, каким будет его новый мандат. Премьеру не понравилось вмешательство НАТО в Ливии, ему не нравится идея повторения сценария в Сирии. С каждым днем его все больше раздражает план создания противоракетного щита: "Это угроза нашему ядерному потенциалу, и мы будем вынуждены принять контрмеры", - заявил российский премьер. В целом Путин попытался искать во всем добрую сторону: говорил о возможностях партнерства, аккуратно обошел вопрос, связанный с Ираном. У присутствующих сложилось впечатление, что российский премьер попытался успокоить Запад", - свидетельствует Ориетта Москатели.
"Но на внутреннем фронте не все так спокойно. По данным Центра стратегических исследований (ЦСИ), популярность премьера достигла опасного порога в 50%, нынешний президент с трудом дотягивает до 40%. Что касается "Единой России", то премьер "приказал" на предстоящих выборах в Госдуму набрать более 60% голосов ", - пишет автор.
По данным ЦСИ, новым фактом является расширение среднего класса. Этот феномен сопровождается "потерей традиционных механизмов контроля" со стороны верхов, которым придется ради собственного спасения доказывать свою эффективность и несвойственную российской политике гибкость. Первым сценарием на среднесрочную перспективу вырисовывается фаза активности среднего класса, которая может привести к досрочным парламентским выборам. Вместе с тем не исключается "широкомасштабный политический кризис с непредсказуемыми последствиями", пишет автор статьи.
"Однако второй сценарий предусматривает сохранение нынешнего статус-кво и перенос на 2015 годы выхода на арену "реальной" оппозиции, - говорится далее. - В сложившихся условиях Путин понимает, что он не может быть тем президентом, каким он был с 2000 по 2008 годы. Он должен доказать, что реформы возможны и он первый стремится к этому", - подчеркивает автор статьи.
"Сфер для реформирования в России очень много, правда также и то, что за последнее десятилетие страна сильно изменилась. Участники Валдайского форума разделились во мнении о том, как будет развиваться политическая ситуация в России. Некоторые полагают, что российская политика пройдет фазу "инерции", "стагнации", другие считают, что Путин сумеет осуществить этап "авторитарной модернизации". При этом решающую роль может сыграть фактор времени. В воскресенье в Москве премьер был освистан на прощальном матче российского героя, мастера боевых искусств, - напоминает журналистка. - Один из российских авторитетных аналитиков сказал в связи с этим: "На самом деле наибольшие опасения вызывает североафриканский сценарий".