Вступление России в ВТО, по словам журналиста Financial Times Deutschland Себастьяна Беккера, "не революционный прорыв, но важный шаг".
Вальдемар Шульц, директор кельнской торговой фирмы "Антон Олерт", помимо прочего, продающей в Россию промышленные станки, говорит, что вступление в ВТО "повысит модернизационное давление на экономику России". Его фирма, по словам Беккера, входит в число первых немецких фирм, появившихся на российском рынке. По оценке Шульца, усиливающееся присутствие иностранных предприятий в России заставит россиян вести дела эффективнее.
"Для придания экономике дальнейших импульсов необходим иностранный капитал", - пишет Беккер. В целом, по его данным, в России работают 6 тыс. немецких фирм, которые за первые шесть месяцев текущего года принесли в страну немногим более 22 млрд евро и находятся в списке иностранных инвесторов на шестом месте.
По мнению председателя правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэля Хармса, России давно пора было вступить в ВТО, передает Беккер. По словам Хармса, Россия таким образом открылась мировому рынку и расширила возможности для предпринимательской деятельности, честной и здоровой конкуренции. В частности, председатель внешнеторговой палаты расценил как однозначно положительное развитие снижение таможенных ставок с 9,5% до 7,4% до 2013 и до 6% до 2015 году.
По словам Хармса, в долгосрочной перспективе привлекательность российского рынка можно было бы существенно усилить благодаря более интенсивной борьбе с бюрократией и коррупцией. Однако, по его словам, инвестиции в этот рынок все равно выгодны: Москва заинтересована в быстрой модернизации и диверсификации экономики, в первую очередь в перерабатывающей промышленности. Кроме того, по словам Хармса, "у государства достаточно денег, чтобы оплачивать свои счета".
Шульц из фирмы "Антон Олерт" также отмечает, что недостаточная правовая обеспеченность и сложная система налогообложения - "действительно колоссальная проблема". По его словам, инвесторам следует прибегать к услугам консультантов, чтобы выяснить оптимальное расположение для будущего предприятия. Кроме того, он предупреждает, что приобретение российских фирм также требует проверки, поскольку в этой области есть много скользких юридических моментов.
Кроме того, по словам Шульца, "россияне очень изобретательны при построении дополнительных барьеров". Лучший пример, по словам автора, - импорт авто: "здесь Москва в ходе вступления в ВТО снизила таможенные пошлины, но одновременно ввела взнос за утилизацию, поэтому в конечном счете расходы инвесторов не снизились".
Правда, отмечает автор, некоторые регионы, например, Калужский промышленный кластер, где работают VW, Volvo и Peugeot, облегчают деятельность иностранных инвесторов. "Здесь просто поняли, что иностранные предприятия приносят рабочие места и налоговые сборы", - комментирует Шульц.
Беккер также пишет, что немецких инвесторов может отпугнуть и транслируемый западными СМИ образ авторитарной и не терпящей возражений против правительства России. Однако, по оценке Шульца, для мелких и средних предприятий политика государства вряд ли создаст какие-либо проблемы: "в 90-е было сложнее, сейчас ситуация изменилась".