Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 ноября 2017 г.

Обзор прессы | InoPressa: тема дня

"Сирийскому народу предстоит самому определить свое будущее"

Приводя эту цитату Путина, западные СМИ пишут: "Он определенно так не думает". Если мир в Сирии действительно установится, он будет "путинским миром" при молчаливом согласии Трампа. Сирийский диктатор остается - достаточно увидеть, как тепло обнялись "два автократа" при встрече в Сочи, отмечают журналисты. Ныне Россия, Иран и Турция делят между собой Сирию, и Запад тут только зритель.

"Сирийский мир, если он в итоге действительно установится, будет, без всякого сомнения, подписан именем Владимира Путина, которому вчера удалось предстать единственным игроком, способным к конкретным действиям в этом сложнейшем сценарии", - пишет корреспондент Corriere della Sera Фабрицио Драгосей.

Пока в Саудовской Аравии представители трех десятков оппозиционных групп ссорились и продолжали требовать ухода со сцены Башара Асада, Путин, кажется, убедил иранцев и турок следовать своему мирному плану и получил молчаливый "зеленый свет" от американцев в ходе телефонного разговора с Трампом, состоявшегося накануне встречи с Эрдоганом и Рухани в Сочи.

"Теперь, согласно намерениями российского лидера, внимание должно сосредоточиться на Конгрессе сирийского народа, который пройдет в России, - говорится в статье. - Естественно, там будут представители Асада (который, таким образом, никуда не уходит) и тех групп оппозиции, которые согласятся на диалог с их злейшим врагом".

Как передает корреспондент, во время встречи тет-а-тет в понедельник Путин вынудил Асада принять мысль о том, что Сирия должна двигаться в сторону "конституционных реформ и свободных выборов под контролем ООН".

Москва, которая "сенсационным образом помогла сирийскому режиму встать на ноги, возможно, сможет убедить даже самых мятежных игроков пойти на уступки", пишет Драгосей. И потом, Путин чрезвычайно заинтересован предстать на мартовских президентских выборах в качестве лидера, при котором Россия вновь стала играть первостепенную роль в мире.

"Российский президент занят на этой неделе встречами с лидерами Сирии, Турции и Ирана - он стремится создать то, что изображается как антитеррористический альянс", - пишет корреспондент The Daily Beast Анна Немцова. Кто отсутствует в этом альянсе? США и члены другой коалиции, организованной Вашингтоном в 2014 году для борьбы с "Исламским государством"*.

"Путин готовится к эндшпилю", - заявил The Daily Beast высокопоставленный арабский дипломат, и он надеется обойти поддерживаемый Америкой альянс по борьбе с ИГИЛ*, под эгидой которого выступают 70 государств.

США и Россия сделали совместное заявление по Сирии ранее в этом месяце, пообещав уважать ее независимость, суверенитет и территориальную целостность, но между ними существуют фундаментальные разногласия, пишет журналистка: США считают, что союзник России Иран поддерживает терроризм. В то же время иранцы и русские считают сторонницу Америки, Саудовскую Аравию, спонсором террористов.

"Путин мечется между Западом, Сирией, Ираном и Турцией: с одной стороны, он заключает договоренность с Трампом о сотрудничестве по Сирии, с другой - сближается с Ираном, что автоматически вызывает недовольство Вашингтона, - отмечает Игорь Бунин, президент фонда "Центр политических технологий" (Москва). - Его внешняя политика на данный момент неясна".

"Что бы они ни говорили о Сирии, Вашингтон и Москва не согласны по многим критически важным вопросам, - продолжает Немцова. - Новая напряженность в духе холодной войны продолжает нарастать, и Сирия все еще может стать театром опосредованных боевых действий".

Путин заявил Асаду, что военная операция России в Сирии "на самом деле подходит к концу".

Александр Гольц, российский независимый военный аналитик, полагает: "Рано говорить о том, что Россия победила в войне против ИГИЛ*, и возможно, что завтра мы станем свидетелями новых столкновений между российскими силами и военизированными группировками, поддерживаемыми США".

"Очевидно то, что президент Путин выстраивает альянс сторонников Асада вместе с Ираном и Турцией", - сказал Гольц.

"Более двух лет Россия с разрешения Асада бомбила Сирию якобы в рамках борьбы с терроризмом, при этом поддерживая иллюзию миротворческого процесса ровно настолько, чтобы все остальные, кто не мог или не хотел действовать, могли прикрываться дипломатическими формулировками, утверждая, что "военного решения конфликта в Сирии допускать нельзя". При этом именно военный вариант был реализован теми, кто помогал режиму: Россией и Ираном", - пишет обозреватель Die Zeit Карстен Лютер.

Он прогнозирует, что возобновляющиеся Женевские мирные переговоры при посредничестве ООН "будут похожи скорее на печальное действо без каких-либо результатов". "Решение о том, что должно происходить в Сирии, принимают другие, и именно они будут определять, как это будет", - отмечает Лютер. Ныне "политическую развязку гражданской войны в Сирии" обсуждают российский президент Путин, его турецкий коллега Эрдоган и глава Ирана Хасан Рухани.

Открывая в среду встречу на высшем уровне, "Путин превзошел все границы цинизма, который в другой ситуации можно было бы посчитать непреднамеренным, - говорится в статье. - По словам российского президента, три государства предотвратили гуманитарную катастрофу, не допустили развала Сирии и перехода страны под контроль международных террористов".

Для Москвы, Анкары и Тегерана решение по Сирии выглядит просто: "Асад остается у власти, все вынуждены с этим смириться - в том числе Эрдоган, целью которого было свержение сирийского диктатора. Турции придется принять сегодняшнюю ситуацию (...) чтобы сирийским курдам не удалось укрепить свои позиции", - передает Лютер.

"В рамках переговоров этой тройки речь не идет о политическом варианте мирного урегулирования, - замечает автор статьи. - Для Путина, Эрдогана и Рухани на первом месте находится военная реализация собственных интересов. Это предусматривает раздел Сирии между победителями Россией и Ираном с учетом чувствительных для Турции моментов, а не целостность Сирии в будущем. Вопрос в том, как долго продержатся подобные договоренности".

Российская инициатива по созыву Конгресса сирийского народа, который должен посадить за стол переговоров представителей режима и оппозиции, по мнению Лютера, "вызывает удивление". Конгресс - лишь предлог для того, чтобы реализовать приемлемый для победителей послевоенный порядок. "Путин сказал, что сирийскому народу предстоит самому определить свое будущее. Он определенно так не думает", - убежден автор статьи.

"Лидеры России, Турции и Ирана ведут переговоры о будущем Сирии", и "структуру власти в регионе они, вероятно, на долгое время выстроят в своих интересах", пишет Озан Демиркан в Handelsblatt. "США и Европа в этом не участвуют. Западу остается только роль зрителя", - подчеркивает журналист.

"Россия бомбами обеспечила себе влияние в Сирии и теперь принадлежит к ведущим силам в регионе", - говорится далее. Россия очень заинтересована в том, чтобы в кресле президента Сирии сидел союзник. Россией была создана крупная военно-морская база в сирийском портовом городе Латакия. "Кроме того, вступление России на территорию страны можно рассматривать как прямую внешнеполитическую провокацию США. Путин хочет продемонстрировать свою силу в регионе и одновременно ограничить влияние Вашингтона на Ближнем Востоке", - считает автор.

Иран поддерживал войска Асада, чтобы бороться и против ИГИЛ*, и против оппозиционных групп. Расчет Тегерана заключается в том, чтобы протянуть "шиитскую ось" от Ирана через Ирак и Сирию, а также Ливан до Средиземного моря, пишет корреспондент.

Что касается Турции, то она поддерживает многие суннитские оппозиционные группы и считает себя защитником сирийских туркмен. Как у члена НАТО и соседа Сирии, у нее есть своя живая заинтересованность в стабильности в Сирии: в результате терактов ИГИЛ* в Турции за последние два года погибло больше людей, чем во всей Европе. По последним оценкам ООН, в Турцию прибыли 3,5 млн беженцев. В пограничной области между Сирией и Турцией распространяются курдские формирования, которые Анкара относит к террористическим организациям, говорится в статье.

"На направляющее влияние Запада Эрдогану больше не приходится надеяться. В ходе сирийского конфликта было несколько моментов, которые дали понять, что Запад не будет активно вмешиваться в конфликт", - пишет автор. Например, когда стало известно, что Асад убивал химическим оружием собственное население в Гуте. "Для Вашингтона, тогда под руководством Барака Обамы, применение такого оружия было, в сущности, "красной линией", переход через которую мог бы оправдать отправку в Сирию американских войск. Но не произошло ничего", - говорится в статье.

"Альянс России и Ирана увидел в этом геополитический шанс расширить свое влияние в Сирии", - пишет автор.

А теперь трехсторонняя коалиция ведет переговоры об окончании боевых действий. "Различные оппозиционные формирования, которые после интервенции трех государств вряд ли контролируют какие-либо районы, так же бессильны, как и Запад, который все еще надеется положить конец власти Асада. Сирийский диктатор останется", - считает Демиркан, указывая, какими искренними объятиями приветствовали друг друга на днях "два автократа" - Асад и Путин. "Такой посыл однозначен", - подытоживает он.


*"Исламское государство" (ИГИЛ) - террористическая организация, запрещенная в РФ.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru