Пожилой украинец заявил в телевизионном интервью, что в годы Второй мировой войны он арестовал легендарного шведского дипломата Рауля Валленберга, спасшего от нацистского плена тысячи евреев и в 1945 году бесследно исчезнувшего в Советском Союзе.
Заявления Богдана Тарнавского, принимавшего участие в партизанском движении в ходе Второй мировой войны, проливают дополнительный свет на тайну, связанную с исчезновением 55 лет назад и дальнейшей судьбой Рауля Валленберга.
Рассказ Тарнавского вносит некоторые подробности в уже известный сюжет об исчезновении Валленберга: в январе 1945 года он отбыл в неизвестном направлении в сопровождении советских охранников, чтобы обсудить вопрос обеспечения защиты евреев в ходе освобождения Красной Армией территории Венгрии. И больше не вернулся.
Продолжают оставаться без ответа основные вопросы, связанные с историей Валленберга: почему Кремль арестовал его, и на самом ли деле, как впоследствии заявляли представители советского руководства, тот умер от сердечного приступа в тюрьме в 1947 году?
В интервью, распространенном в прошлую пятницу российским телеканалом НТВ, Тарнавский рассказал о том, что в январе 1945 года, находясь в патруле в 40 км от Будапешта, он остановил мужчину, в руках которого был подозрительного вида котелок.
"Я приказал: "Брось котелок и подними руки". Он понял и поднял руки. В кармане я обнаружил зеркало и расческу. Больше ничего. Не было даже спичек", - рассказал Тарнавский.
Однако затем Тарнавскому показалось, что у мужчины слишком широкие плечи. "Я потрогал их и обнаружил под подкладкой какие-то документы. Я распорол ножом подкладку - это был хороший нож! - и увидел шведский и бельгийский паспорта, оба на одно имя", - добавил Тарнавский.
Лишь после того, как Тарнавский вместе с Валленбергом, которому оставили только один ботинок, чтобы он не попытался сбежать, вернулись в украинский партизанский отряд, разведчики связались со своими коллегами в Советской Армии. В тот же вечер за Валленбергом прилетел самолет: сперва его переправили в польско-украинский город Львов, а затем уже в Москву.