То, о чем уже давно догадывались, теперь стало очевидным. Российское государство, празднующее свое имперское возвращение на мировую экономическую арену, отдало на растерзание слабых.
Убийство Анны Политковской, своеобразной матери Терезы от журналистики, как назвал ее один почитатель, до сих пор звучит залпом, возвещающим о начале охоты. Госпожа Политковская была корреспондентом газеты, искавшим места, где скрывалась российская и чеченская военная машина. Она была автором, удостоенным многочисленных наград на Западе, сбивавшим с толку целые армейские подразделения. Иногда она не могла проверить достоверность показаний людей, с которыми говорила, и многие ее коллеги по цеху не считали ее профессионалом.
Самой надежной ее защитой была ее беззащитность
Анна Политковская собирала информацию о том, чем никто, кроме нее, не рисковал интересоваться - голоса пропавших, которые без таких идеалистов, как Политковская, канули бы в небытие. Хрупкая женщина, которая, несмотря на покушения и угрозы смерти, не хотела иметь охрану, стала голосом человеческого участия.
Самой надежной ее защитой, с которой связывали все надежды почитатели Политковской, озабоченные ее судьбой, была ее беззащитность. То, что это оказалось безрезультатно, прорвало плотину. Генеральная прокуратура закрыла Общество российско-чеченской дружбы в Нижнем Новгороде. Всероссийское общество инвалидов сообщает, что в России все время ужесточаются правила получения инвалидности, а после отмены сокращений налогов для работодателей инвалиду с трудом удается найти место работы.
Каннибальские бои между группировками
Среди журналистов и правозащитников царит уныние и паника. Публицист Ричард Лурье считает, что вслед за демократией в России погибает и культура, отличительным моментом которой является то, что она должна защищать отдельно взятую личность и стремиться информировать. Публицист Валерий Панюшкин не ведет больше свою колонку в газете "Коммерсант". Панюшкин объяснил свое решение тем, что российская политика состоит теперь только из каннибальских боев между группировками.
Правозащитник Олег Орлов сложил с себя полномочия - хоть и номинального - но все-таки советника Путина, после того как глава государства назвал заслуги подло убитой журналистки наносящими вред России. Причем, по словам президента, ее убийство навредило России еще больше.
Число сенсационных убийств растет
В период правления Путина в России были убиты 12 журналистов, большинство из которых занимались журналистскими расследованиями дел, связанных с коррупцией. Не было раскрыто ни одного убийства. Однако, ставя в одну линию политический и медийный ландшафт, российский президент параллельно говорит о своей приверженности демократии и свободе слова. После убийства Политковской он даже не стал маскировать своего презрения к этому.
Социальный климат в России напоминает условия военного времени. В ставшей снова сильной России, жизненно важные функции которой сосредоточены в создании более разветвленной сети спецслужб и контролирующих органов, число сенсационных убийств продолжает расти.
Ассоциации с набирающей обороты борьбой за власть
Три дня назад на Дальнем Востоке в своем рабочем кабинете был застрелен депутат прокремлевской партии "Единая Россия" Фотьянов, который был одним из кандидатов на выборах в мэры портового города Дальнегорска. В Москве неизвестными был зарезан менеджер информационного агентства ИТАР-ТАСС Анатолий Воронин.
Три недели назад в центре Москвы был убит заместитель председателя российского Центробанка Андрей Козлов, который держал российские частные банки на государственном поводке. Все этой вызывает ассоциации с набирающей обороты борьбой за власть, когда Сталин создавал советскую пирамиду власти и провозгласил парадоксальную догму: чем ближе общество подходит к социалистической цели, тем острее должна быть классовая борьба.
Пытками выбиваются признания
Еще больше впечатляет апатия, которую демонстрирует общество. Люди, поглощенные борьбой за выживание, рады, если им перепадает хоть частичка роскоши. Блюстители правопорядка считаются членами преступных организаций, которые контролируют законные и незаконные промышленные отрасли и за откаты покрывают преступления.
Любой знает, что следователи пытками выбивают признания из подозреваемых. Когда милиция демонстрирует общественности преступника, любой нормальный гражданин России знает, что это преступники "без крыши", которых можно подставить.
Женщины защищены благодаря культу мужественности?
После убийства Анны Политковской многие российские комментаторы были единодушны в том, что ее убийцы никогда не будут найдены. Рамзан Кадыров, премьер-министр Чечни, которого Политковская заклеймила как преступника, чья жизнь стала гораздо легче после ее убийства, настаивает на своей невиновности, доказывая это тем, что никогда бы не убил женщину.
Культ мужественности народов Кавказа предполагает, что под защитой находятся старики, женщины и дети, однако эксперты по чеченским вопросам утверждают, что война ломает любые табу. Последний, не дописанный до конца репортаж Анны Политковской, фрагмент которого "Новая газета" выложила в интернете, содержит видеозаписи с жертвами милицейского беспредела, которых замучили до смерти. Лиц мучителей не видно, слышны только их голоса, которые обзывают умирающих и, как это происходит после изнасилований, отпускают в их адрес ругательства, называя их женскими именами.
Путин сегодня набрал бы больше голосов избирателей
В опасности слабое общество ближе подвигается даже к нелюбимому руководителю. В атмосфере распространяющегося чувства опасности пострадало доверие к президенту, которое снизилось за прошедшие месяцы на 14%.
Менее трети населения доверяет Путину, сообщает фонд "Общественное мнение". Согласно этому же исследованию, глава государства парадоксальным образом мог бы рассчитывать сегодня на большее число голосов избирателей (52%), чем 4 недели назад.
Оправдание для убийцы
Российское телевидение поднимает боевой дух своих зрителей, каждую неделю показывая передачи об обороне Москвы осенью 1941 года или недавно снятый российский фильм о Гитлере. Российское общество объединяет борьба с общим врагом, а не какая-то иная конструктивная цель, считает публицист Андрей Рябов.
Население, которому вместо обещанного дохода от продажи природных ресурсов предлагают повышение стоимости жизни, направляет свой гнев на этнические меньшинства. Антигрузинскую кампанию по высылке граждан Грузии из страны и закрытие грузинских ресторанов один прохожий поддержал аргументом, что наконец-то грузинскую мафию схватили за горло.
Молодые россияне создают боевые отряды фашистского толка, которые нападают на беззащитных граждан с другим цветом кожи. Недавно в Петербурге оправдательным приговором закончился процесс над группой молодых людей, убивших студента из Вьетнама.
Тому, кто изнасиловал 10 женщин, можно позавидовать
Православные ли это грузины или беззащитные жертвы насилия, российская церковь не становится их адвокатом. РПЦ продолжает молчать о нарушениях прав человека, всегда действуя в интересах государства. Президент Путин, верующий православный христианин, знает, что можно показать свою силу с помощью унижения слабого, порой и слабого пола.
Через израильского премьера Ольмерта он передал израильскому президенту Кацаву, которого обвиняют в изнасиловании 10 женщин, привет, а также то, что в России Кацава считают настоящим мужчиной. По словам российского президента, тому, кто изнасиловал 10 женщин, можно только позавидовать.