Сначала новость хорошая: государствам ЕС на энергетическом саммите в финском Лахти, несмотря на значительное расхождение интересов, удалось выступить против президента России единым фронтом
Новость плохая заключается в том, что ЕС, тем не менее, не продвинулся вперед ни на шаг. Хозяева саммита критиковали барьеры, которые выстраиваются для инвестиций иностранных концернов, но Путин остался равнодушным. На стремление стран-участниц к единому энергетическому пакту он ответил неопределенным "возможно". Поэтому, скорее всего, главы 25 государств ЕС возвращались домой из Лахти с самыми недобрыми предчувствиями в ожидании трудностей в отношениях с Россией, великой энергетической державой. У Путина есть мощный рычаг давления на государства ЕС, которые зависят от нефти и газа, и, похоже, он готов им воспользоваться.
Грядущее председательство Германии в ЕС становится из-за этого более обременительным. Задача ведения трудных переговоров ЕС с Россией в первом полугодии 2007 года ложится на федерального канцлера Ангелу Меркель. При этом в данном конфликте интересов Германия замешана как ни одно другое государство ЕС. С одной стороны, Меркель не хочет испортить своими угрозами привилегированный доступ Германии к российским энергоносителям. С другой - ее партнеры в ЕС ожидают, что она будет говорить от имени всех стран, причем в тоне, непривычно жестком для германо-российских отношений.
В Лахти Меркель уже попыталась соединить и то и другое. Она однозначно потребовала от России шире открыть свои энергетические рынки. Однако такое воззвание будет иметь успех только в том случае, если ЕС одновременно распахнет двери перед российскими инвесторами. Для Меркель и ее коллег это, скорее всего, еще более трудный шаг.