"Испанцы коррумпированы, итальянцы - мафиози". Оказавшись под прессингом 25 стран ЕС из-за использования энергетических ресурсов в политических целях, критикуемый за нарушения прав человека и за эмбарго против Грузии, в пятницу вечером на европейском саммите в Лахти Владимир Путин защищался, нанося удары. Согласно реконструкции, опубликованной в газете El Pais, глава Кремля отбил все попытки загнать его в угол. В то время как ЕС с большим трудом пытался говорить в унисон, российский президент язвил, подшучивая над Испанией и дурными привычками ее чиновников, а потом еще подал жару, напомнив, что "мафия родилась в Италии, а не в России". Суть его послания заключалась в следующем: такие люди не имеют права поучать.
В официальных заявлениях по поводу встречи, прошедшей в Конгресс-центре имени Яна Сибелиуса на берегах озера Весиярви, в 100 км от Хельсинки, говорится, что это "была откровенная и конструктивная дискуссия", в ходе которой Европа потребовала гарантий по поставкам газа и по демократии в России, и что Путин ответил положительно на оба эти требования. В действительности выступления были скорее откровенные, чем конструктивные. Европейцы пережили бурную вторую половину дня в атмосфере, накаленной из-за сложных вопросов, обсуждавшихся в ходе саммита, и еще больше усугубившейся после оплошности Путина, который допустил высказывание по поводу израильского президента Моше Кацава, похвалив его за то, что тот "изнасиловал" нескольких своих сотрудниц. Масла в огонь подлил председатель Европарламента Хосеп Борель. Он сидел справа от российского лидера. "Мы должны поблагодарить Путина, - сказал он с сарказмом: - перекрыв газ Украине в январе этого года, он сегодня собрал нас здесь, чтобы мы поговорили об энергетике". Испанский социалист прошелся по оголенным нервам: он выразил обеспокоенность по поводу нарушений прав человека, напомнил о минуте молчания в Европарламенте в память о журналистке Политковской и говорил об обеспокоенности по поводу дискриминации НПО. "Мы покупаем нефть в худших странах, - подвел итог Борель, - но мы не требуем от них перенимать наши ценности".
Присутствующие вздрогнули. Но Путин, как кажется, не смутился. Он выразил обеспокоенность по поводу роста преступности в России, но отверг любую связь данного факта с убийством Политковской. "А потом досталось всем", - сказал некий дипломат. Прежде всего, "коррумпированным" мэрам городов юга Испании. Премьер Испании Хосе Луис Сапатеро выглядел обескураженным. Затем Путин сменил цель. "Мафия родилась не в России", - сказал он. Испанская газета El Pais пишет, что "Романо Проди лишился дара речи", но пресс-секретарь председателя совета министров Италии Сильвио Сиркана заявил, что данное высказывание было воспринято вовсе не как оскорбление в адрес Италии. Была еще одна фраза, шутливая: "Мафия - это не русское слово". Без всяких ссылок на Италию.
Матти Ванханен, глава правительства Финляндии и очередной председатель ЕС в самом начале решил не нарушать равновесия и говорил об энергетике и Грузии, а не о Чечне. Путин, чувствуя себя на равных с главами государств, ответил, что "грузины хотят устроить кровопролитие в Южной Осетии" и это оправдывает жесткую позицию Москвы. Председатель Еврокомиссии Жосе Мануэль Баррозу попытался сбить эмоциональный градус и сказал, что "не стоить политизировать и отвлекаться от энергетической темы". Но все бесполезно.
Правительства балтийских стран еще больше накалили обстановку. Эстонец Андрус Ансип сказал: "ЕС стал говорить в унисон, однако Россия, естественно, не заговорила с ним в один голос ". Именно это высказывание спровоцировало Путина на выпады типа "вы сами коррупционеры и мафиози, не вам меня учить". В роли пожарного выступил Жак Ширак, "друг Ширак", вручивший Путину орден Почетного легиона: "Мы здесь, чтобы говорить об энергетике и находить общие решения, а не обсуждать внутренние проблемы каждой страны".
Но выход французского президента, как кажется, лишь отчасти способствовал восстановлению спокойствия. Когда наступил момент традиционных тостов, шампанское показалось многим горьким. Все вопросы остались неразрешенными. Единственное утешение - обсуждение проблем привязано к точному графику. Ближайшая встреча состоится 25 ноября в Хельсинки, на саммите Россия-ЕС. И не исключено, что будущая встреча в контексте произошедшего может осветиться новыми искрами.