Госсекретарь Соединенных Штатов Кондолиза Райс в субботу, во время визита в Россию, связанного с ядерным кризисом в Северной Корее, осудила ограничение свободы прессы в стране, поставила под сомнение введение нового ограничительного закона для частных иностранных организаций и призвала снять напряжение в отношениях между Россией и соседней Грузией.
Высказывания Кондолизы Райс повысили вероятность жаркой атмосферы во время дискуссии в Москве - в последнем пункте назначения ее паназиатского турне, цель которого - убедить членов Совета Безопасности начать осуществлять санкции против Северной Кореи, утвержденные неделю назад после ядерного испытания КНДР 9 октября.
Приняв символическое решение, которое, несомненно, тщательно изучит руководство Кремля, Райс пригласила на встречу в своей гостинице ведущих редакторов "Новой газеты", передового независимого издания. Беседа, на которой присутствовал сын убитой журналистки Анны Политковской, состоялась как раз перед тем, как Райс отправилась на официальные встречи.
Ранее Райс говорила, что будущее свободной российской прессы и электронных СМИ является "основным поводом для беспокойства" правительства США.
"Независимая печатная пресса все еще существует, - сказала она. - К сожалению, независимого телевидения в России почти не осталось".
Политковская, убитая в этом месяце, судя по всему, профессиональным киллером, сделала себе имя жесткими репортажами о Чечне и была яростным критиком администрации президента Владимира Путина.
Путин, который должен был встречаться с Райс вскоре после ее встречи с коллегами Политковской и ее сыном Ильей Политковским, назвал убийство "преступлением чудовищной жестокости", но сказал также, что масштаб ее влияния на политическую жизнь был крайне незначительным.
Кондолиза Райс сказала корреспондентам, которые находились на борту ее самолета, что она попросит российского лидера также дать пояснения по поводу нового закона, требующего от неправительственных иностранных организаций регистрироваться в правительственных органах. Крайним сроком такой регистрации был прошлый четверг, и десятки групп, крайне критичных по отношению к Кремлю, получили распоряжение приостановить свою деятельность до тех пор, пока не будут обработаны заявки на регистрацию. Как долго это будет продолжаться, неизвестно.
"В некоторых случаях этот закон применяется таким образом, что усложняет деятельность НПО, и поэтому я думаю, что мы должны будем разобраться с этим", - сказала Райс.
Высокопоставленный представитель Госдепартамента, пожелавший остаться неизвестным в соответствии с дипломатическим протоколом, сказал в субботу чуть позднее, что три организации, находившиеся в центре обсуждения: Национальный демократический институт, Интернациональный республиканский институт и Фонд мира Карнеги - успешно зарегистрированы. Несмотря на это, сказал он, Соединенные Штаты все еще не видят гарантий того, что Россия "не будет злоупотреблять этим законом и этой процедурой".
Программа официальных встреч Райс включала в себя ланч с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, обед с министром обороны Сергеем Ивановым. В начале дня Райс сказала, что планирует призвать Москву сократить опасность эскалации конфликта с соседней Грузией. Вскипающая враждебность между Россией и Грузией забурлила в этом месяце, после задержания грузинской стороной четырех российских военнослужащих по подозрению в шпионаже.
Высокопоставленный представитель Госдепартамента назвал беседу Райс с Лавровым "конструктивной". Он добавил: "Я не буду говорить вам, что все будет в порядке. Я хочу сказать только, что это было плодотворное обсуждение потенциальных действий, способных снять напряжение в отношениях между двумя странами".
По вопросу Северной Кореи Райс выразила сомнения относительно информации в южнокорейской прессе о том, что северокорейский лидер Ким Чен Ир во время встречи с послом Китая якобы выразил сожаление об отданном распоряжении провести ядерные испытания и обещал больше не проводить ядерные взрывы.
Кондолиза Райс сказала, что не получала никакой информации, подтверждающей эти репортажи во время своего визита в Пекин, и считает, что Северная Корея "хотела бы эскалации напряжения".
Во время встреч в Москве Кондолиза Райс сказала, что намерена также обсудить действия, призванные остановить ядерную программу Ирана. Перед ее прибытием министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал информационной службе Кувейта, что его правительство не позволит Совету Безопасности стать механизмом давления на Иран в связи с его ядерной программой.