ООП подала в суд на французские компании, участвующие в проекте строительства иерусалимского трамвая
Организация освобождения Палестины (ООП) выступила против французских компаний Alstom и Veolia-Connex, участвующих в строительстве иерусалимского трамвая, - законность проекта вызывает большие сомнения. При посредничестве представителя Палестинской автономии во Франции Хинд Хури ООП решила присоединиться к иску об отмене этого строительства, поданному в феврале в суд высшей инстанции Нантера Ассоциацией палестино-французской солидарности (AFPS).
Настаивая на том, что трамвай "незаконен", так как связывает центр Священного города с тремя поселениями в восточном Иерусалиме, которые, согласно международному праву, считаются нелегальными, AFPS просит суд аннулировать контракт, подписанный двумя французскими компаниями, и запретить им продолжать строительство, начатое довольно давно.
"Этот трамвай является (...) фактором распространения колонизации восточного Иерусалима со стороны Израиля", - утверждается в коммюнике ООП, копия которого есть в Le Monde. В нем осуждаются действия, "противоречащие Женевской конвенции от 12 августа 1949 года, запрещающей (...) государству-оккупанту переселять часть собственного населения на оккупированную территорию".
Замешательство французского МИДа
Таким вмешательством ООП порывает с осторожностью палестинских руководителей, что практиковалось до настоящего времени. В попытке не задеть одного из своих самых верных сторонников этот вопрос не поднимался в отношениях с французскими властями вплоть до 2005 года, когда прошло уже три года с того момента, как компании выиграли открытые торги. С тех пор французский МИД, оказавшийся из-за этого дела в двусмысленном положении, противоречащем его собственной позиции, делает вид, что он тут ни при чем.
В официальной версии говорится о "торговой логике", согласно которой МИД не может вмешиваться, но которая, тем не менее, совершенно не влияет на традиционно высказываемое Францией осуждение израильской колонизации. Однако в частных беседах создается впечатление, что французские дипломаты не слишком-то в этом уверены. Компании, о которых идет речь, демонстрируют аналогичное замешательство.
Узнав от Le Monde о действиях ООП, пресс-секретарь компании Alstom, обеспечивающей поставку вагонов, ограничился следующими заявлениями: "контракт был заключен с частным субъектом права", и "предусмотрено, что маршрут будет обслуживать и палестинские кварталы".
Служба по связям с общественностью компании Veolia-Connex, отвечающей за эксплуатацию трамвая, от комментариев отказалась. Эксперты обеих компаний, вероятно, приберегают силы для возможного судебного разбирательства. После многочисленных процессуальных слушаний суд высшей инстанции Нантера должен вынести 29 октября заключение о приемлемости иска AFPS.