В России наступили тревожные дни, пишет в редакционной статье газета The Financial Times.
В прошлом месяце государственные компании помогли четырем неустойчивым банкам. Некоторые россияне, у которых свежи воспоминания о том, как с 1991 года несколько раз сгорали их сбережения, стали переводить деньги из более мелких банков в государственные "Сбербанк" и ВТБ или менять рубли на доллары. Курс российской валюты вчера снизился до 26,92 рублей за доллар с 23,14 рублей за доллар в июле.
При инвалютных резервах в размере 530 млрд долларов Россия сейчас гораздо лучше защищена от кризиса, чем в 1998 году, пишет FT. Центробанк дал понять, что спасет 100 основных банков России, на долю которых приходится свыше 90% банковского бизнеса, и правительственный пакет мер по финансовой и корпоративной поддержке на сумму почти 200 млрд долларов придает силу этому обещанию. Но ЦБ не может оказать поддержку более мелким финансовым институтам из числа 1100 держателей лицензий на банковскую деятельность. По существу, финансовый кризис дает властям долгожданную возможность отбраковать эти непрозрачные и не поддающиеся контролю карликовые банки. Но это рискованный прием, ведь новости о банкротстве банков, даже маленьких, могут заставить обеспокоенных россиян толпами двинуться к банкоматам.
Обращение с рублем тоже грозит опасностями. Выздоровление валюты стало символом преобразований путинской эпохи. Потратив за последние недели миллиарды долларов, ЦБ удержал рубль в целевом коридоре по отношению к корзине доллар/евро. Но Россия с августа потеряла 70 млрд долларов своих резервов и не может продолжать действовать в том же духе: цены на нефть опустились ниже 70 долларов за баррель, а на этой отметке основан бюджет 2009 года, напоминает британское издание.
Однако большая часть российских корпораций продолжает работать в привычном режиме. "Газпром" вчера сообщил о повышении квартальной прибыли на 32%, до 10,8 млрд долларов. Однако из-за общей неопределенности большинство инвесторов предпочитают играть на понижение, говорится в статье.