Никита Белых проводит радикальные реформы в обширной Кировской области. От его успеха, возможно, зависит демократическое будущее всей страны
Себя самого он называет "либералом" и представителем "поколения ельцинских демократов", но в то же время "человеком Медведева", "его назначенцем" и "членом его команды", пишет Newsweek. Белых утверждает, что "никогда не видел себя участником кремлевского проекта", а потому после провальных для "Союза правых сил" выборов 2003 года, когда однопартийцы "начали поговаривать о заключении мира с Путиным", он "в знак протеста покинул партию".
Тем не менее, он не мог "стоять в стороне", наблюдая за деградацией страны, а потому обратился к Медведеву с просьбой назначить его главой регионального правительства. Главный идеолог Кремля Владислав Сурков "велел ему не делать публичных заявлений по вопросам национального масштаба вроде войны с Грузией", говорится в статье. "Старые товарищи были шокированы и злы не Белых, когда он внезапно перестал посещать уличные акции протеста и занял предложенную Кремлем должность губернатора Кировской области". Однако он "не видел иного пути что-либо изменить". Через некоторое время часть соратников по оппозиционному движению перестали воспринимать решение Белых в штыки, но войти в его команду согласились единицы.
Приехав в Киров, Белых повесил в своем кабинете портрет Ельцина, продал с аукциона принадлежавший его предшественнику "Lexus" (он ездит на "разбитом Land Cruiser", говорится в статье) и стал работать по 12 часов в сутки. Проблем в регионе хватает: безработица, высокие цены на бензин, плохая демография, неподконтрольные правоохранительные органы.
Иными словами, Киров - это уменьшенная модель России со всеми ее сложностями, продолжает Newsweek. Таким образом, Белых получил в свое распоряжение площадку для социально-экономического эксперимента: если удастся "поднять с колен" вверенную ему территорию, которая по размерам превышает Англию, появятся основания применить ту же модель ко всей России. Однако времени у него остается немного - до 2012 года, когда пост президента может вновь занять Владимир Путин.
Даже в "Единой России" отношение к кировскому эксперименту все более враждебное, но губернатор не унывает: "В худшие дни мне приходит в голову мысль, что легче править как азиатский деспот, чем стать российским Обамой. Но, понимаете, для меня эта работа - шанс изменить отношение народа к демократическим ценностям", - цитирует его Newsweek.