В результате стрельбы у здания парламента Канады в среду погиб солдат, сам стрелок был убит агентами безопасности. За два дня до этого в Квебеке радикальный исламист сбил на автомобиле другого военнослужащего. Череда нападений ставит под сомнение адекватность принятых правительством мер, пишут СМИ.
О возможных недоработках спецслужб Канады пишут Доу Александер и Геррит де Винк в издании Bloomberg Businessweek, озаглавив материал "Рекорд Канады в предотвращении терактов омрачен перестрелкой".
"Общество окажется в плену больших сомнений: были ли какие-то предпосылки этого нападения, которые не привели к соответствующим действиям или не были должным образом оценены", - заявил изданию Весли Ворк, приглашенный профессор Оттавского университета, эксперт по вопросам терроризма. - Прошедший опыт успешного предотвращения терактов мог немного усыпить бдительность".
"С небольшим временным разрывом произошли два эпизода, один за другим", - отметил Дэйн Роулэндс, глава Школы по международным отношениям им.Нормана Патерсона в Карлтонском университете Оттавы. По словам эксперта, "вызывает беспокойство" то, что меры безопасности не были усилены в достаточной мере, чтобы предотвратить стрельбу в Оттаве после инцидента в Квебеке.
Подозреваемый в стрельбе был известен канадским властям, него был конфискован паспорт, сообщают журналисты со ссылкой на канадское издание Globe&Mail, которое не уточняет источник информации. Стрелок был известен под именем Мишель Зихаф-Бибо, по словам американского представителя правоохранительных органов, говорившего с изданием на условиях анонимности.
"Нападение может переменить мнение людей о способности спецслужб следить за теми, кого они отнесли к радикальным исламистам", - сказал Жан-Франсуа Ратель, приглашенный канадский профессор из Университета Джорджа Вашингтона.
О том, как сама Канада поставляет на Ближний Восток исламских радикалов, подробно рассказывает Гуидо Олмпио на страницах итальянского издания Corriere della Sera, озаглавив статью "Мишель и молодые джихадисты. Канада - фабрика экстремистов". "Следствие начинается с имени. Мишель Зихаф-Бибо, он же, согласно американским источникам, Майкл Холл, - говорится в статье. - Это, судя по всему, террорист, находившийся в центре событий и убитый при нападении на парламент. Человек, который был на примете как представлявший опасность из-за его готовности примкнуть к джихаду".
"Канадец, принявший ислам, - вот портрет Мишеля, который может напомнить биографии многих других боевиков, - повествует Олимпио. - Они являются двойным оружием. Подобные люди сражаются на Ближнем Востоке, но готовы действовать и в своих родных странах, повинуясь призывам халифа ИГИЛ или идеологов помельче".
Канада - союзник США, она решила участвовать в военной операции против ИГИЛ и приняла антитеррористические меры. "Это плодотворная почва для исламистов, - отмечает журналист. - Мишель остался дома, но множество его соотечественников, многие из которых были обращены в ислам, отправились на разные фронты. И это случилось давно".
"Спецслужбы установили, что примерно 130 канадцев примкнули к иностранным формированиям и 80 вернулись домой, превратившись в бомбы замедленного действия, - говорится в статье. - И эти бомбы готовы взорваться. Самостоятельно, приведенные в действие лишь вдохновенным призывом, либо при участии сообщников. Страшны опытные исламисты, полем деятельности которых может стать как Оттава, так и Лондон, но есть опасения и насчет несовершеннолетних - парней и девушек, попавших под влияние джихадистских жестов, которые они открыли для себя в интернете".
Автор описывает таких боевиков как "волков-одиночек", порой имевших неприятности с законом. Например, Мартин Ахмад Руло, который убил в понедельник солдата в Монреале, сбив его на своем автомобиле. "Таким образом он с жестокостью применил на практике урок, который преподал официальный представитель ИГИЛ Аль-Аднани: если у тебя нет оружия, выкрутись с помощью камня, - пишет Олимпио. - Или же возьми ружье - как, видимо поступил Мишель. Оставив позади проблемы с наркотиками, он "совершил акт покаяния" в виде теракта".
О том, как армия Канады реагирует на опасность, исходящую от радикального ислама, рассказывает Жюдит Лашапель в канадском издании La Presse. Этот комментарий вышел под заголовком "Военные силы в Квебеке: ограничено ношение военной формы". "Вслед за нападениями, начавшимися в понедельник, жертвами которых стали солдаты, вооруженные силы пошли на чрезвычайную меру: военные больше не могут до поступления других приказов носить форму в общественных местах, когда они не несут службу", - сообщает автор.
"Новый приказ пока применяется только к военным, находящимся на службе в Квебеке, - говорится в статье. - Им разрешено носить форму только во время передвижений между работой и домом".
Некоторые военные с критикой отозвались о приказе. На условиях анонимности они рассказали газете, что опасаются, не производит ли эта мера впечатление, будто канадские солдаты "прогнулись" перед угрозой, пытаясь не афишировать свой статус на публике.
"Это решение - правильное на ближайшее время, чтобы не подвергаться риску, пока мы размышляем над произошедшим, - сказал изданию полковник в отставке Мишель Драпо. - Но, по-моему, не нужно заявлять о том, что военные впредь никогда больше не будут надевать форму вне военных структур. Это бы означало признать победу террористов".
Также по теме:
Стрелок: Мишель Зихаф-Бибо, еще один "одинокий волк" (La Presse)